Русская линия
Русская мысльСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16.06.2006 

Проблемы современности: отношения между православием и католичеством

Владыка Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата отвечает на вопросы газеты «Русская мысль».

«Русская мысль»: В современном мире христианство и присущие ему ценности подвергаются всесторонним нападкам. Тем более странным может показаться противостояние между Русской православной церковью и Римско-католической церковью.

Митрополит Кирилл: Говоря о взаимоотношениях Русской православной и Римско-католической церквей, нельзя рассуждать однозначно.

С одной стороны, налицо полное совпадение позиций по практически всем вопросам, которые ставит перед христианскими церквями современный мир: стремительные процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали. Мы, например, одновременно выступаем против признания гомосексуализма нормой, для нас одинаково неприемлемы аборты и эвтаназия.

У наших церквей уже есть опыт взаимодействия в отстаивании традиционных христианских ценностей перед лицом европейских институтов. Таким образом, во многих сферах жизни современной Европы и мира православные и католики выступают как бы «естественными союзниками».

В этой связи особенно злободневной становится тема разрешения тех проблем, которые до сих пор существуют во взаимоотношениях Русской православной церкви, являющейся крупнейшей в православном мире, и Римско-католической церкви. О насущной необходимости этого постоянно заявляют самые высокие представители обеих сторон.

РМ: В Риме новый Папа. Что изменилось или может измениться в отношениях между Москвой и Ватиканом с восшествием на престол Бенедикта XVI?

М.К.: В Московском патриархате со вниманием и надеждой были восприняты заявления Папы Римского Бенедикта XVI, сделанные им буквально сразу после восшествия на престол, о важности диалога с православием и о необходимости улучшить отношения с Русской православной церковью.

Личность нынешнего понтифика пользуется заслуженным уважением в нашей церкви. Мы ценим его как выдающегося богослова и разделяем многие из его взглядов, которые современная либеральная общественность порой считает «излишне консервативными».

Мы, безусловно, поддерживаем не раз высказанное Бенедиктом XVI стремление к улучшению отношений между двумя церквями и сами стремимся к тому же. Однако столь же безусловной является необходимость скорейшего перехода от слов к делу, от обнадеживающих деклараций к практическим шагам по разрешению конкретных конфликтных ситуаций.

Между тем, именно в плане практики начало нового понтификата было отмечено некоторым разочарованием для нашей церкви. Я имею в виду перенесение главной кафедры Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, которое состоялось 21 августа 2005 года. Это событие стало еще одной печальной вехой в многолетнем конфликте между православными и греко-католиками на Украине. Чтобы лучше понять его суть, сделаю небольшой исторический экскурс.

РМ: Да, подобный экскурс необходим. Наши читатели наверняка плохо знакомы с проблемой унии и истекающими из нее последствиями.

М.К.: Истоки конфликта восходят к XVI веку: в 1596 году в Бресте (нынешняя Белоруссия) часть православных епископов Западной Руси, входившей тогда, вследствие оккупации, в состав польско-литовского государства Речь Посполитая, заключили «унию» — союз — с Римско-католической церковью. Это было сделано в условиях жестоких гонений, которые государственные власти Речи Посполитой осуществляли против православной церкви, существовавшей на ее территории. В результате унии часть православных признала церковную юрисдикцию Папы Римского, сохранив при этом православный богослужебный обряд. Заключившие союз с Римом стали называться «греко-католиками» или «униатами». В последующие годы уния была насильственно насаждена на территории нынешних Украины и Белоруссии. Однако в XVIII веке в результате разделов Польши эти исконно православные земли вошли в состав Российской империи, и верующие получили возможность воссоединиться с православной церковью. Уния продолжала существовать лишь на населенных украинцами территориях, отошедших к Австро-Венгрии. В 1946 году, после вхождения этих земель в состав Советского Союза, власти запретили деятельность Украинской греко-католической церкви на территории СССР.

Лишь в конце 1980-х — начале 1990-х годов эта церковь получила возможность легального существования. К этому времени в регионе успела сформироваться крупная православная община, находящаяся в юрисдикции Московского патриархата. Сразу после легализации Украинской греко-католической церкви православная сторона предложила мирный и справедливый путь раздела храмовых зданий и другого церковного имущества между православными и греко-католиками. Однако под влиянием радикальных националистов греко-католики начали силой захватывать храмы. В результате, в трех областях Западной Украины — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской — каноническая православная церковь потеряла почти все храмовые здания, ее верующие оказались в гонимом положении и с ущемленными гражданскими правами. Подобное положение сохраняется до сих пор.

Беседу вел Виктор ЛУПАН

http://www.rusmysl.com/archiv/index.php?itemid=1044&catid=62


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru