Время новостей | Евгений Мездриков | 15.06.2006 |
Новосибирская общественная организация «Ассоциация православных родителей» еще в апреле направила письмо на имя председателя горсовета Надежды Болтенко с призывом «убрать» билборды с рекламой презервативов с центральных улиц города. Авторы обращения утверждают, что такая реклама «направлена на стимулирование беспорядочных безответственных половых связей» и «бездетное эгоистичное сожительство в браке». Что «она фактически является скрытой пропагандой порочного, развратного образа жизни и бездетности в семейной жизни. Сугубый вред эта сверхдоступная реклама наносит детям, которые могут свободно ее лицезреть, преждевременно стимулируя у них сильнейший половой инстинкт». Авторы документа также предложили создать комиссию, которая будет контролировать соблюдение нравственных норм в рекламе и СМИ. К обращению было приложено пять фотографий рекламных щитов, вызвавших отторжение православных родителей. Среди них обнаружился лишь один с рекламой презервативов. Остальные были оплачены магазинами модной одежды — Benneton, Sisley и др.
Поскитавшись по коридорам новосибирской власти, документ дошел до профильной комиссии горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству. На заседании комиссии выступил Сергей Андреев, начальник департамента потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства мэрии. Суть его выступления сводилась к тому, что контроль над содержательной частью рекламной информации возложен на Федеральную антимонопольную службу, которая в данном случае не возбуждала уголовного дела по фактам нарушения федерального закона «О рекламе» (в части неэтичной и безнравственной рекламы). По словам Дмитрия Кузнецова, начальника управления по распространению рекламы и информации мэрии, уже существует согласительная комиссия для контроля над содержанием наружной рекламы. В состав комиссии входят депутаты горсовета, чиновники и представители рекламного бизнеса. Если, по мнению комиссии, реклама носит действительно сомнительный характер, рекламному агентству не рекомендуется ее распространять.
Почти все депутаты в начале своих выступлений на всякий случай отмечали, что сами они православные, а потому дух обращения им не чужд. Как оказалось, народных избранников смутил общественный статус «Ассоциации православных родителей», и они тут же нашли противоречия в документе. «Довольно нелогичное письмо, — отметил председатель комиссии горсовета по предпринимательству Александр Солодкин. — Тут написано, что презервативы стимулирует рост числа венерических заболеваний, хотя вообще-то, по моему мнению, все наоборот». Депутат Игорь Салов предложил, что если «Ассоциацию православных родителей» настолько беспокоит духовное развитие детей, то нужно не билборды запрещать, а учить детей, как правильно к ним относиться. В то же время выяснилось, что к подобным просьбам официальной церкви — Новосибирской епархии РПЦ — городские власти относятся более снисходительно. Уже несколько лет существует практика, когда рекламщики сами снимают щиты после рекомендации «сверху». Так случилось с билбордами возле двух храмов — Вознесенского собора и собора Александра Невского. Убрали рекламу с изображениями, которые показались епархии непристойными. Тогда речь шла о фотографиях полностью одетой, но полулежащей женщины.
«Если мэрия или депутаты начнут превышать свои полномочия, то рекламодатели станут подавать на них в суд с вопросами, а почему убрали мою голую девушку, — заявил „Времени новостей“ заместитель председателя комиссии горсовета по предпринимательству Валерий Науменко. — Вообще любая реклама — это зло. Я бы вообще запретил любую рекламу, особенно, телевизионную. Но сделать этого не могу. Так что нужно следить, чтобы не нарушались рамки приличий. Считаю, что в данном случае этого не случилось. Не стоит делать стойку на любое объединение граждан, где есть слово „православный“. Я сам православный, и дети мои православные. Если бы владыка к нам обратился с подобной просьбой, я бы постарался ее выполнить».
В данном случае епархия никак свое авторитетное мнение не обозначила, поэтому комиссия лишь приняла обращение к сведению, то есть фактически проигнорировала. И решила не выносить вопрос на сессию городского парламента.
Председатель «Ассоциации православных родителей» Людмила Пивчик на обсуждении своего обращения появиться не смогла — по ее словам, никого из представителей организации в горсовет не пригласили. Она затруднилась рассказать «Времени новостей», каким будет следующий шаг ассоциации. «У меня десятилетняя дочка, и она умеет читать. А вся реклама сейчас идет в одно русло — страсть и похоть. Мне кажется, содержание рекламы должен кто-то контролировать, сами рекламисты этого делать не будут. Наше обращение касается всех порядочных людей, необязательно православных», — заметила г-жа Пивчик.
«Не надо делать табу из красивого тела, — возражает сексолог Елена Белова. — Особо сладок запретный плод. Искусная реклама еще никому не навредила». С экрана подается большое количество скрытой эротической информации, особенно в рекламе, которую ребенок в силу своей физиологии понять и обработать не может, утверждают специалисты.
Нелишне напомнить, что опыт «борьбы за нравственность», впрочем, не вполне удачный, у народных избранников в Новосибирске уже был. Нашумевшее постановление городского совета «Об ограничении распространения продукции эротического содержания на территории Новосибирска», инициируемое депутатом от КПРФ Сергеем Саночкиным, появилось осенью 1998 года. Комиссия по нравственности, существовавшая тогда в горсовете, призвала распространителей печатной продукции отказаться от закупок и продажи непристойных, по мнению депутатов, изданий. Таковыми были признаны, в частности, газеты «СПИД-инфо», «АиФ любовь», журнал «Плейбой». Некоторые издания принудительно изымались из продажи. За год до этого городской совет депутатов принял постановление, запрещающее продажу презервативов во всех торговых точках, за исключением аптек. Милиционеры стали изымать резиновые изделия из коммерческих киосков. Однако двое студентов-юристов оспорили законность этого запрета в суде и выиграли дело.