Российская газета | Елена Яковлева | 15.06.2006 |
Русская церковь в Лондоне — это не община старых эмигрантов или местных англичан с экзотичными для нас привычками, а наверное, одна из самых близких современным россиянам епархия. В первую очередь из-за необыкновенной значимости ее создателя, ныне покойного епископа — владыки Антония Сурожского, оставившего, наверное, лучший опыт и образ православной веры для современного человека. У редкого православного россиянина нет его знаменитых «Школы молитвы» или «Встречи с Богом».
— Митрополит Антоний создавал Сурожскую епархию именно как епархию Русской церкви и много говорил о своей верности ей, — комментирует события специально для «РГ» заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин. — Никогда не забуду, как в первый мой приезд в Лондон я набрал телефонный номер владыки Антония и услышал на автоответчике его незабываемый голос: «This is Russian Church» («Это — Русская церковь»).
Но 24 апреля в письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II епископ Василий сообщил, что число русскоязычных прихожан в Великобритании стремительно растет. В связи с этим, заявил епископ, «новоприбывшие из России должны оставаться в центре внимания пастырских трудов патриархата, в то время как Сурожской епархии — в той форме, в которой она развивалась в течение многих лет, — должно быть позволено «стать частью Вселенского Патриархата». Не дождавшись ответа Алексия II, 2 мая епископ Василий обратился уже к Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею с просьбой принять его с клиром в Константинопольскую юрисдикцию «в качестве отдельной епархии наряду с архиепископией Западной Европы». 8 июня Синод Константинопольского патриархата принял епископа Василия в свою юрисдикцию с титулом «епископ Амфипольский».
Синод РПЦ принял постановление, в котором признал «деяние Священного Синода Константинопольского патриархата о принятии в свою юрисдикцию Преосвященного епископа Василия без получения им отпускной грамоты и без предварительного уведомления Священноначалия Русской православной церкви… канонически неправомочным».
Константинопольский патриархат, по словам протоиерея Всеволода Чаплина, «поспешил с решением в одностороннем порядке без какого-либо обсуждения проблемы со всеми представителями Сурожской епархии. РПЦ же, «стремясь услышать голос всех, не раз предлагала встречу с патриаршей комиссией». (Кстати, на этой неделе в Лондоне церковная комиссия, сформированная специально для расследования ситуации в Сурожской епархии, снова возобновит свою работу, а в ее состав войдут и представители РПЦЗ).
— Сурожская епархия по-прежнему остается самой собой и будет исполнять миссию и заветы своего создателя митрополита Антония, — поясняет ситуацию протоиерей Всеволод Чаплин. — Несмотря на то, что некоторые люди решили ее покинуть, множество священников и мирян с этим не согласны.
Те, кто покинул Русскую церковь, по его мнению, «не справились со своими привычками общаться только с теми, с кем общаться приятно». Разъединение, по его словам, «связано с нежеланием признать как братьев и сестер во Христе людей, приехавших из России в последние 5 лет». Между старой эмиграцией и современными прихожанами действительно есть разница — в культуре, в привычках, но такая разница есть в любых странах, и даже в разных храмах в Москве, подчеркивает о. Всеволод. Искусство же церковной жизни, по его словам, как раз и состоит в умении жить в одной общине с самыми разными людьми. «Православная церковь старается объединить своих верующих поверх национальных и культурных привычек».
— Церковь перестает быть Христовой, если начинает расслаиваться по принципу человеческих разделений, — подчеркивает протоиерей Всеволод Чаплин, — и превращается в набор разрозненных клубов.
http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=print_media&id=3740