Русская линия
Столетие.Ru Наталья Нарочницкая15.06.2006 

Проход через «узкие врата»

Наталия Нарочницкая дала ответ на вопрос, поставленный главой Союза писателей, членом Общественной палаты Валерием Ганичевым: «Какие духовные, исторические основы, какие политические традиции, какое современное политическое знание способны содействовать организации отечественной политической жизни?». Её выступление состоялось в Доме Союза писателей России в ходе проведения Дней русской политической культуры.

Хотела бы обратить внимание на опасности, которые встают на пути развития нашего государства. Первая из них — это примитивное, убогое эпигонство, подражание западным структурам. Правда, эта тенденция сейчас уходит в прошлое. Либерализм в постсоветском исполнении принципиально отторгается всем обществом, включая большую часть элиты. Нынешние неозападники — смешная пародия на былое великое западничество. К сожалению, нередко и современное славянофильство проявляет себя как идеализация устаревших представлений и пародия сермяжного быта.

«Нам необходим основанный на православии модернизационный проект.#/comm#

Ни у кого нет сомнений в том, что Россия нуждается в модернизации, избавляющей нас от ультимативного контекста мировой политики. Здесь не обойтись без твердой опоры на национальную традицию…

Любой человек и любой народ не могут жить без цели и без ценностей, лежащих за пределами земной жизни. России такое целеполагание присуще в особенности. Однако, вместе с тем, что наш путь обладает исключительной самобытностью, для нас губительна и самоизоляция — здесь показателен ХХ век. Узкие врата, через которые нам предстоит пройти — сохранение самоидентичности, сочетающееся с мировыми цивилизационными проектами.

Для того, чтобы нация переросла в спокойную имперскую сущность, свободную от страхов и ощущения собственной уязвимости перед чужыми и разрушительными идеями, она должна иметь внутренний духовный стержень, который у нее был, сохранялся во все предыдущие века. Речь о православии. Русский народ, не задумываясь, воспроизводил себя на собственных духовных основах, и его совершенно не страшило присоединение огромного количества культур и народов к растущей империи. Напротив, он становился только сильнее, и контролировал территории отнюдь не штыком.

…Не может сегодня не тревожить тенденция деградации русского национального самосознания. Несмотря на раздувание темы ксенофобии, проблема действительно существует. Её корни следует искать в отсутствии духовно освященного национального чувства русского православного человека, который ранее всегда знал, что объятия Христа и сама истина обращены ко всем народам. Сущность православного нравственного выбора в преодолении греха собственной гордыни — где уж тут чувство превосходства одной личности над другой или одной нации над другой! Но для этого не нужно запрещать русским быть русскими православными. Отсюда совершенно справедливы все замечания по этому поводу. Необходимо добиваться введения предмета «Основы православной культуры» и остановить всякие попытки глумления над церковью, над православной верой…

«Сегодня, после некоторого отхода от тотального отрицания ценности национального исторического опыта и отечественной духовности, утвердившихся в 1990-е годы, мы вновь видим активные попытки вернутся на губительный путь полного исторического забвения и навязывания западных моделей.#/comm#

Никто не призывает отвернуться от опыта построения гражданской нации, который, к слову, на примере Франции, переживает глубокий кризис. Совсем отрицать ценность такого опыта бессмысленно: гармонизация взаимоотношений, создание оптимальных политических институтов, механизмов, возникновение гражданского общества… Но при этом не рождается главное — культура и духовный фундамент нации. Скорее, речь идёт лишь о полезных производных.

Задача состоит в том, чтобы защитить наше право оставаться представителями русской нации, русской культуры и вместе с тем быть частью общегражданской российской нации. В этом я вижу свою главную политическую задачу.

…Забавно слышать, что у России никогда не было своей политической культуры. Подобные наветы давно опровергнуты исторической наукой. Достаточно вспомнить ополчение Минина и Пожарского, как глубинный акт гражданского общества, как подлинное демократическое движение. Ведь именно снизу, демократическим путем было восстановлено государство в двух своих ипостасях: государство, как носитель суверенитета, и государство, как институт управления.

Если же говорить о властной вертикали, то необходимо вспомнить идеи Сперанского, говорившего о том, что исполнительная власть должна быть вертикалью сверху донизу, а представительная — наоборот, снизу доверху. Очевидно, что Россия со своими огромными пространствами, с невиданной в истории культурной и многоукладностью нуждается в вертикали власти.

По существу, Россия — это модель мира, где есть и высочайшие достижения культуры, техники, искусства, и проявления естественной архаики, даже примитивизма. Европа, по сравнению с нами, выровнена. Пытаться втиснуть Россию в такую Европу — значит, самоуничтожиться.

«Тем не менее, наши проблемы — это и проблемы Европы.#/comm#

Ведь у нас общий фундамент, он возник гораздо раньше всех демократических институций: это и «Отче наш», и Нагорная проповедь. И когда я говорю об этом с ведущими европейскими интеллектуалами-консерваторами, то мы всегда находим с ними общий язык. Нас волнуют одни и те же вещи. И раздражают одни и те же факты, зачастую омерзительные. Для многих из них главной надеждой остается Россия, которая в силу семидесятилетней коммунистической «заморозки» не прошла через ту энтропию и разложение, которые произошли на Западе.

Конечно, наша реальность не слишком оптимистична. Мой фонд еще полгода назад провел круглый стол по проблеме демографии, где был поставлен вопрос о бессмысленности всех дискуссий при вымирании населения. Необходимо понять, что народ отвечает отказом от инстинкта продолжения себя в истории, когда он не понимает, для чего живет. Отсутствие позитивного смысла, наложенное на беспросветную нищету, дает страшный результат.

Если говорить о будущем нашей нации, то считаю необходимым сделать задачей своей деятельности выработку такой парадигмы, в которой русские спокойно и не задумываясь продолжали бы себя в истории. Тогда все флаги в гости будут к нам, тогда будет имперская нация. Сохранится русский народ — расцветут и все остальные. Презирающий же себя русский народ обречен, он станет лишь помехой на пути исторического развития.

http://stoletie.ru/cgi-bin/print.cgi?item=1r183r060613134707


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru