Мир Православия | Галина Синякова | 15.06.2006 |
Тогда началась Ливонская война — война России за захват территорий Ливонского ордена и выход к Балтийскому морю. Завоеванием Прибалтики русское государство стремилось снять блокаду, установленную Ливонией, польско-литовским государством и Швецией. Одновременно Россия пыталась наладить торговые отношения с европейскими странами без посредников, прежде всего через Нарву, Ревель, Ригу.
22 января 1558 года 40-тысячная русская армия вторглась в пределы Ливонии в районе Печер-Изборска более чем на 200 км, совершив рейд в направлении Тарту, Раквере и Нарвы (Юрьев-Дерпт, Везенберг).
Большого военного значения поход не имел, скорее это были демонстрация силы и оказание давления на ливонские власти. Именно для этого войска полностью опустошали территории, по которым они проходили. Весной армия Ивана IV вернулась в Ивангород с богатой добычей, ведя с собой толпы пленников. Магистр Ливонского ордена запросил мира. Военные действия временно были прекращены. Однако ливонцы первыми нарушили это перемирие.
В начале апреля во время Великого поста Ивангород неожиданно обстреляли из Нарвы. Русские воеводы Куракин и Бутурлин известили об этом царя, и государь повелел обороняться. Из Ивангорода открыли ответный огонь, и более недели Нарва подвергалась артиллерийскому обстрелу. Большие разрушения и гибель людей вынудили бургомистра и ратманов Нарвы снова просить о перемирии. 9 апреля обстрел Нарвы прекратился. В Москву на переговоры поехали нарвские депутаты Иоахим Крумгаузен и Арндт фон Деден, а в Ивангороде остались два заложника. Снова установилось непродолжительное перемирие, которое ливонцы нарушили. Узнав о том, что магистр Ливонского ордена послал под Нарву подкрепление, они открыли в конце апреля по Ивангороду кратковременный огонь из пушек. В дальнейшем этот отряд из 1000 человек в сражении не участвовал.
11 мая наступила развязка. Утром в Нарве вспыхнул пожар. Огонь вынудил жителей оставить город и укрыться в замке. Увидев, что город охвачен паникой, русские войска воспользовались благоприятным моментом и устремились на штурм Нарвы. На лодках, спешно сколоченных плотах, досках и других подручных средствах они быстро переправились через реку и ворвались в горящую Нарву. Через «Русские ворота» вошли войска под командованием Алексея Басманова и Данилы Адашева, а через «Колыванские» — войска под командованием Ивана Бутурлина. Защитники Нарвы не успели перетащить свои пушки со стен в замок, и ими тут же завладел противник.
После некоторого ослабления огня ландскнехты попытались выбить русские войска из города, но это им не удалось. Положение в Нарве было отчаянное: по замку велся огонь не только из Ивангорода, но и с собственных городских стен, поскольку нарвские пушки были захвачены русскими. Защитники замка вынуждены были сдаться.
К вечеру 11 мая стороны договорились об условиях сдачи замка. В темноте город покинули отряды гарнизона и те жители Нарвы, которые не пожелали присягать на верность русскому царю. Победители выполнили свое обещание: отпустили пленных и разрешили уйти всем желающим. Русским войскам достались богатые военные трофеи, в том числе 230 пушек. В Москву поскакал гонец с сообщением о захвате Нарвы. Весть о победе дошла до царя.
Взятие Нарвы имело исключительно важное значение для русского государства. Расположение города на полноводной реке вблизи моря давало возможность выполнять функции и порта, и главного звена в связях России с европейскими странами. Населению города были предоставлены многие торговые льготы и привилегии.
В связи со сменой завоевателей произошли большие изменения в религиозной жизни горожан. По данным историка Н.М.Карамзина, основанным на летописных сводах, в завоеванном городе Иван IV приказал очистить место «от веры латинской и лютеровой» и построить два православных храма — один в городе, второй — в крепости. Первое каменное здание возвели в Старом городе на Вышгородской улице. Церковь была небольшой, одноглавой, с квадратным планом.
Сходное по архитектуре второе здание построили на территории Ивангородской крепости. Архиепископ Новгородский Пимен отправил в Нарву в 1558 году делегацию православного духовенства освятить храмы. Зная нужду в колоколах для новых церквей, псковичи один привезли с собой. Колокол, отлитый в 1518 году, был пожертвован для Нарвы псковским Свято-Троицким собором. Он сохранился до настоящего времени, и вы можете его увидеть перед входом в Нарвский замок с правой стороны.
И вот мы подходим к главному событию. По русским источникам, взятие Нарвы в 1558 году сопровождалось чудом. В псковской летописи сказано: немцы варили пиво и, издеваясь, подбросили под котел образ Николая Чудо-творца, принадлежавший псковским купцам; пламя выскочило из печи и спалило дом, где произошло кощунство, а затем и весь город. Впоследствии в пепле нашли целыми брошенный в печь образ Николая Чудотворца, а также икону Божией Матери Одигитрии (Тихвинской).
Ливонские летописцы, размышляя о бедствиях своего отечества, приводят в хрониках ряд чудесных явлений и знамений, пророчивших гибель Ливонии в середине XVI столетия. Все источники: и русские, и ливонские указывают один и тот же дом, где начался пожар. Он принадлежал парикмахеру Кордту Улькену. Называя причину этого пожара, все летописцы указывают на гнев Божий.
Некоторые сведения о дальнейшей судьбе икон, спасенных чудесным образом во время этого пожара, имеются в новгородских и псковских летописях.
По поводу взятия Нарвы состоялись торжества: в том числе проводились молебны и крестные ходы с чудотворными иконами. Для совершения служб сюда прибыло именитое духовенство из северо-западных российских епархий. Новгородскую делегацию возглавил архимандрит Юрьевского монастыря Варфоломей, а псковскую — игумен Печерского монастыря Корнилий.
23 июля иконы, чудесно спасенные от пожара, привезли в Новгород. Здесь их встретил архиепископ Новгородский со всем собором и множеством народа. Образа были внесены в храм Святой Софии. 26 июля иконы отправили из Новгорода в Москву. 4 августа образа встретили в Москве и отнесли их в Успенский собор.
Встреча икон везде сопровождалась высоким религиозным подъемом и многим числом верующих, совершались крестные ходы, служились молебны. С сердечным трепетом принимали русские люди чудотворные образа в свои дома. Особенно торжественно иконы были встречены в Москве, где при перезвоне сорока сороков прославленные иконы встретил сам царь с митрополитом.
Затем они были возвращены обратно в Нарву. Образ Спасителя и Чудотворца Николая поместили в Преображенском соборе, в середине XVIII века его перенесли в Никольский храм, пристроенный к собору. В феврале 1944 года икону эвакуировали в Таллин, но и оттуда после войны она вернулась в Нарву. В настоящее время образ Святителя Николая Чудотворца находится в левом приделе Воскресенского собора.
До Второй мировой войны чудотворный образ Божией Матери Одигитрии (Нарвский-Тихвинский) хранился в Успенской церкви, находящейся на территории Ивангородской крепости.
В 1941 году по распоряжению митрополита Таллинского и всея Эстонии Александра икона вместе с другими церковными ценностями была перенесена в монастырский храм Иверской Божией Матери, находившийся рядом с ивангородским кладбищем. В 1944 году ее отправили в Пюхтицкий Успенский женский монастырь. К прискорбию людей верующих и сочувствующих дальнейшая судьба иконы Нарвской Божией Матери неизвестна.
Такова вкратце история чтимых верующими нарвских святынь. Во имя одной из них — иконы Нарвской Божией Матери — в Нарве недавно построен храм, в котором хранится список с прославленной иконы, в миру называемый копией, пожертвованной Пюхтицкой обителью.
Архивные фонды и литература:
1. Эстонский исторический архив. Фонд 1655 — Синод Эстонской апостольской православной Церкви.
2. Карамзин Н. История государства Российского. Книга II. Т. VIII. Гл. V. Москва, 1989.
3. Петров А. Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности. СПб., 1901.
4. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 25. СПб., 2001