Фома | Владимир Легойда | 14.06.2006 |
Между тем, человек тогда человек, когда ему есть за что умирать. Культура человечества, его нравственные принципы и базовые ценности были сформированы этой максимой. Почему великий Сократ, не признав себя виновным, предпочел умереть, исполнив приговор суда, и отказался от побега, который предлагали ему ученики? Потому что не мог предать — их, свои взгляды и ту Истину, которой служил. И его смерть стала рождением человека. Подлинного. Это и выделяет человека из среды других живых существ: у него есть (должно быть!) то, что выше, важнее, ценнее факта физического бытия.
И тогда смерть не страшна? Не властна? Тогда — смерть можно победить? Любовь Сократа победила смерть — остались верные ему ученики, благодаря которым мы знаем об этом замечательном и никогда ничего не писавшем философе. Любовь всегда побеждает смерть.
Богочеловек Христос умер за нас. Ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин, 15:13). И воскрес. Потому что смерть не имеет власти над Любовью. Любовь Христа победила смерть навсегда. Не образно, а на предельном, глубинном, онтологическом уровне. Сократ остался в Памяти (может быть, поэтому кто-то из отцов Церкви называл Сократа «христианином до Христа»?), Христос — всегда с человеком. Не в памяти человеческой, а здесь и сейчас «и вовеки Тот же». С Ним нет смерти и нет страха смерти. Это проверено всей историей христианства… Оно потому так быстро и утвердилось в мире — современники были настолько поражены поведением христиан, радостно идущих на смерть, что это просто не могло не перевернуть их сознание…
Так рождалось подлинное человечество, соль земли. Всегда и во все времена. До наших дней?..
Однако современному человеку не за что умирать. Забывая Христа, мы неизбежно теряем смысл, который выше земной жизни, выше просто-существования. Мы неизлечимо больны смертью и стремимся лишь избавиться от своего всепоглощающего страха. Мы готовы изменять — и людям, и убеждениям, готовы жить вообще без убеждений и нравственных ценностей. Лишь бы жить! На месте Сократа мы, наверное, просто сбежали бы от приговора суда. Или отреклись от своих взглядов. А на месте Христа… Да мы бы и не оказались на месте Христа. Нас не было бы рядом с Ним на Голгофе — потому что это было смертельно опасно. Правда, и две тысячи лет назад там не было учеников. Все они, кроме Иоанна, испугались и убежали. Но у них была Надежда. Был Христос, отдавший за них Жизнь и сделавший их настоящими людьми — апостолами, ставшими первыми свидетелями победы Жизни над Смертью.
Эта надежда есть и у нас. И пока она есть, человек останется человеком.
* Се человек (лат.)
http://fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=101&article=1738