Труд | Валерий Коновалов | 29.04.2006 |
Например: Новая неделя или Фомина неделя («неделя» — по-церковному «воскресенье»). Или — Красная горка. Или — Октава Пасхи. Или по-латыни — Dominica in Albis, что переводится как «День Господень в белых одеждах». Или в переводе с немецкого — «Белое воскресенье».
Ну, а его официальное церковное название режет слух нецерковному человеку — Антипасха. Кажется, что это нечто противостоящее Пасхе. Так же, как, скажем, Антихрист противостоит Христу.
Однако это совсем не так. Наоборот, Антипасха продолжает Пасху. Повторяет ее. И переводить ее в этом случае надо как — «день вместо Пасхи».
Исторически это связано с введением христианского порядка счета дней недели. Воскресение Христа сделало воскресенье главным, начальным днем. Но сам праздник вне какого-либо счета. А чтобы обозначить со следующей недели новый порядок дней, нужно было дать начальному дню какое-то особое название. Так и появилась Антипасха — воскресенье после Пасхи.
Но день этот оказался необычайно многозначен. С ним связан и потрясающий эффект апостола Фомы. Как сказано об этом в «Православной энциклопедии», «удивительная тайна дерзкого Фомина неверия, рождающего твердую веру самого апостола и укрепляющего веру всех христиан».
— Это уникальный для религии случай, когда неверие восхваляется. В одном из богослужебных песнопений звучат такие слова: «О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе».
Когда воскресший Христос явился ученикам в первый раз, апостола Фомы не было среди них. Услышав рассказы других апостолов, Фома заявил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Иисус предоставил Фоме возможность произвести именно такую проверку, после чего Фома сказал: «Господь мой и Бог мой!»
Одно из значений имени Фома — греческое Фовмантос: «удивляющийся». Удивление — начало философии и всякого знания вообще. В этом многие богословы и видят подвиг апостола Фомы: он положил начало христианскому верующему знанию.
Наверное, и потому этот день Церковь, по словам Григория Богослова, посвящает размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово. В отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление.
Связан с этим и древний христианский обычай, о котором говорил блаженный Августин. Неофиты, то есть крещенные недавно, на Пасху, снимали в этот день белые крещальные одежды, но оставались в них на всю жизнь в душе.
У нас давным-давно утвердился не менее красивый обычай. Антипасха, по-народному — Красная горка, это пора свадеб. Поскольку это первый день после многодневного Великого Поста и Пасхи, когда позволяется совершать таинство брака.
Много путаницы исторически сложилось с обычаем посещать в пасхальные дни кладбища и поминать усопших. По всем церковным правилам это надо делать на Радоницу, то есть девятый день, вторник второй недели после Пасхи. В этом году — 2 мая. Однако еще в дореволюционные времена, как рассказывает церковный историк Николай Лисовой, во многих губерниях на могилы родичей ходили не в Радоницу (рабочий день), а на Красную горку, то есть в первое после Пасхи воскресенье. В советское время обстоятельства народной жизни еще более уплотнили и сместили древние обычаи. Произошло это потому, что праздновать Пасху по-настоящему, в храме, было рискованно, а посетить кладбище — вполне без-опасно. Вот и совместили Радоницу, Красную горку и Пасху в один день. Конечно же, это противоречит православным канонам. Тем более сейчас, когда ничто не мешает жить так, как предписывает вера.
В Пасху радоваться Воскресению Христа. На Красную горку играть свадьбы. А на Радоницу поминать усопших.
Но при этом Церковь на жестких рамках не настаивает. Главное ведь в христианстве не буква, а дух.