RBC daily | Олег Хлестов | 19.11.2005 |
— Какова повестка дня предстоящего визита президента Владимира Путина в Японию?
— Задача Владимира Путина во время встречи с премьер-министром Японии — договориться о развитии отношений, упрочении связей между двумя странами в экономической и политической сферах. Это задача любого официального визита на высшем уровне.
— В случае с Японией не мешает ли проблема претензий Токио на Южно-Курильские острова развитию двусторонних отношений?
— Нередко в Японии, а порой и в нашей стране, раздаются голоса о том, что Япония выдвигает России территориальные претензии в отношении Южно-Курильских островов, и отказ Москвы их удовлетворить мешает развитию выгодных российско-японских торгово-экономических отношений. Эта точка зрения абсолютно не соответствует действительности и выдвигается для того, чтобы учесть позицию Японии по этой проблеме.
Объективная картина — совершенно иная. В 1956 г. СССР подписал декларацию с Японией о прекращении состояния войны, о развитии дружеских, добрососедских отношений во всех сферах. Поэтому все вопросы, которые обычно решаются в мирных договорах (а эта декларация по сути и являлась таким документом), были решены. Две страны вышли из состояния войны, и была заложена правовая база для развития дальнейших отношений. Кстати, этот документ дополнял Сан-Францисский мирный договор 1951 года, по которому Япония признала отторжение ряда территорий, в том числе Курильских островов. Если посмотреть на советский период, то можно сделать вывод о том, что советско-японские отношения успешно развивались. К 1990 г. СССР заключил с Японией 50 соглашений во всех сферах — экономической, культурной, по рыболовному хозяйству и т. д., то есть больше, чем с Великобританией, ФРГ или Китаем. Япония по числу договоров, заключенных с ней Советским Союзом, была на пятом месте после США, Великобритании, Франции и Индии. О том же говорит и развитие торговли в тот период — с 1957 по 1991 гг. она выросла с 15 млн руб. до 6 млрд долл. Это было в период СССР. Россия также продолжила развивать отношения с Токио: были заключены соглашения о сотрудничестве в области рыболовства (1998), о создании российско-японской комиссии по торгово-экономическим вопросам, российско-японской комиссии по совместной хозяйственной деятельности на Южно-Курильских островах. Основным документом стал совместный план действий, подписанный в январе 2003 года. План предусматривал широкий круг мероприятий по развитию двусторонних отношений и координации усилий сторон при разрешении международных проблем.
— Однако после распада СССР и ослабления России японцы стали более активно и настойчиво требовать «вернуть» Южные Курилы…
— Это, конечно, верно: после распада СССР Япония усилила давление. Однако нужно с сожалением отметить, что руководители того периода не очень четко защищали интересы России. Появился целый ряд совершенно неудачных формулировок, которые по сути отражали тот самый подход Японии, согласно которому до заключения мирного договора у нас не может быть полной нормализации отношений.
Заявления бывшего президента Ельцина содержали совершенно неправильные представления. Япония совершала акты агрессии. В обвинительном заключении против Японии, представленном Токийскому трибуналу, было сказано, что страна совершала акты агрессии с 1 января 1928 г. по 2 сентября 1945 г. против многих стран. Ельцин же говорил о каких-то извинениях, хотя трибунал признал Японию виновной и вынес суровый приговор в отношении организаторов агрессии. Вот эта непоследовательность нашей политики того периода рождала у Японии ощущение, что она может добиться своих целей. Кстати, даже несмотря на эти проблемы, в 1990-е гг. отношения с Японией развивались.
— Сами японцы, видимо, считают это наказание несправедливым…
Претензии Токио абсолютно необоснованны и противоречат ее обязательствам по Сан-францисскому мирному договору, в статье второй которого ясно сказано, что Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на южную половину Сахалина и Курильские острова, как и на ряд других территорий, которые у нее были отторгнуты. Еще раз повторяю, Япония была наказана за совершение агрессивных актов, нарушение законов войны, норм международного права, что являлось тягчайшим преступлением. Обосновывая свои претензии, Япония утверждает, что термин «Курильские острова» якобы не включает Южные Курилы. Это не соответствует действительности. На конференции в Сан-Франциско ее участники — США и Япония — рассматривали Курильские острова как включающие Южные Курилы. При таком понимании японский парламент ратифицировал Сан-Францисский договор и применял его на практике (при исчислении налогов, осуществлении избирательного права, судопроизводства). Необоснованным также является утверждение Японии, что Южно-Курильские острова отторгнуты у нее несправедливо, поскольку они «исторически принадлежали» Японии, и что отторжение островов расходится с Каирской декларацией союзников 1943 г., в которой предусматривается отторжение только захваченных Японией островов. Это неверно, поскольку решение было принято на основании Потсдамской декларации союзников (а не Каирской), которая предусматривала возможность отторжения от Японии любых территорий. К тому же ссылки на историческую принадлежность островов Японии расходятся с ее обязательством по статье 2 Сан-Францисского договора, по которой она отказалась от всех правооснований на эту территорию, то есть и на аргументы «исторического» порядка. Поэтому все доводы, которые использует Япония, не соответствуют действительности.
— Тем не менее доводы доводами, но многие считают, что японцам по силам «дожать» Россию на переговорах.
— Повторюсь, заявления Японии о том, что без мирного договора невозможна нормализация отношений, — это неверная постановка проблемы. Все вопросы, которые решаются в мирных договорах, уже решены. В связи с этим очевидно, что стремление Японии путем заключения мирного договора получить все четыре Южно-Курильских острова бесперспективны и нереальны. Отдать острова японцам никто не может, в том числе и никакие правящие структуры России. Тем более что в этом вопросе прослеживается совершенно четкая линия. Когда Ельцин вел переговоры, он не очень четко формулировал — не защищал по-настоящему — нашу позицию. Сейчас вопрос совсем по-другому стоит. В России претензии Японии на Курильские острова отвергаются общественным мнением, населением, местными законодательными органами и руководством страны, так как изменить территорию страны без согласия высших органов государства и населения страны невозможно. Ясно, что во время визита ни о каком удовлетворении требований японцев о передаче им Южно-Курильских островов не может быть и речи. Япония прекрасно понимает, что это нереально, но продолжает выдвигать этот тезис, потому что в течение длительного периода в японском обществе насаждалась, внедрялась точка зрения о несправедливости отторжения Южных Курил. Поэтому японскому правительству по внутриполитическим соображениям будет трудно снять эти требования. Однако этому не надо придавать особого значения. Курильские острова входят в состав территории России, на них распространяется суверенитет и юрисдикция нашей станы. Суть в том, что о передаче островов не может идти и речи. Этого не будет.
— А о чем тогда может идти речь, если не об островах?
— Экономики России и Японии дополняют друг друга. Россия богата природными ресурсами, у нее есть высокоразвитая техническая промышленность и наука. Япония обладает высокими технологиями. Есть и другие сферы, где интересы совпадают. Особенно остра сейчас для Японии проблема обеспечения страны энергоносителями. Для Токио очень важно, в каком направлении и как пойдут сибирские нефтепроводы и когда трубопровод будет выведен к Тихому океану. В этих условиях есть все основания полагать, что, подведя итоги выполнения плана действий, который был составлен, будут намечены дальнейшие шаги, которые отразят и будут способствовать повышению уровня жизни нашего населения, развитию экономических и политических связей.
Южно-Курильские (как и все Курильские) острова нуждаются в более широком, более эффективном освоении и использовании, лучшей организации жизни. Инфраструктура нуждается в улучшении.
— Выгодно ли российскому бизнесу заниматься сейчас активной деятельностью в том районе?
— Ответ может быть только положительным. В последнее время предпринимаются дополнительные шаги по развитию хозяйственной и экономической деятельности. Поездка министра экономического развития Германа Грефа месяц тому назад привела к тому, что было заострено внимание на проблемах Южных Курил. В середине октября этого года правительство дополнительно выделило 15 млрд руб. на развитие инфраструктуры и других отраслей.
— Возможно, надо предоставить какие-то льготы и убедить бизнесменов, что острова наши навсегда…
— То, что острова наши навсегда, — это бесспорно. Таких мест, где представления государств о принадлежности территорий и о границах не совпадают, на земном шаре около 100. Например, у самой Японии есть проблемы с Китаем и Южной Кореей. Обычно такие споры не мешают развитию нормальных отношений. Возьмем, к примеру, Гибралтар. Позиции Великобритании и Испании по этому вопросу расходятся, но вот уже триста лет они развивают нормальные отношения, вступили в ЕС. Необходимая бизнесу стабильность на островах в составе РФ есть. Что касается льгот, то такая линия будет проводиться.
http://www.rbcdaily.ru/news/person/index.shtml?2005/11/18/211 708