Труд | Геннадий Трошев | 19.11.2005 |
— Не является ли этот документ попыткой реанимации сословия, которое вместе со своим особым укладом жизни ушло в далекое прошлое?
— Уточню: нынешнее российское казачество — не сословие, а часть общества, во многом сохраняющая лучшие традиции народа — любовь к Отечеству, верность присяге, готовность защищать интересы государства. Нельзя сбрасывать со счетов и культурную самобытность казаков, особенности воспитания молодого поколения в казачьих семьях — они ведь всегда были державными людьми. Не секрет, что в тех воинских частях, где они служат, дисциплина на порядок выше. Там, в частности, нет и не может быть такого позорного явления, как дедовщина, поскольку и семьи, и казачья общественность контролируют службу своих питомцев.
— Все мы помним 90-е годы прошлого столетия, когда на гребне возрождения казачества в городах и станицах появилось множество самозваных атаманов — лиц с криминальным прошлым, главной целью которых было личное обогащение. В народе их метко окрестили «ряжеными». Кто сегодня возглавляет казачьи общества?
— Вы правы, эти «ряженые» тогда немало навредили казачьему движению. Сегодня ситуация изменилась. В хуторах и станицах казаки сами выбирают своих атаманов, на более высоком уровне казачьи руководители назначаются с согласия губернаторов и полномочных представителей президента России. Атаманы субъектов Федерации с компактно проживающим здесь казачьим населением, таких, как Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, другие регионы, назначаются президентом России. Президентским указом им присваиваются казачьи генеральские звания. Так что случайных людей в руководстве реестровыми казачьими сообществами быть уже не может.
— Но ведь есть еще и нереестровые казачьи общественные организации, на которых, видимо, новый закон не распространяется?
— Да, кроме десяти реестровых войсковых казачеств, объединяющих порядка 700 тысяч казаков, в России существуют и восемь отдельных общественных объединений. Они не подпадают под действия Закона. Однако некоторые из таких объединений уже вошли в реестр. Не исключаю, что их примеру последуют и другие.
— Государственная служба предполагает некое денежное вознаграждение. Оно предусмотрено?
— В законе определено, что казачьи организации, включенные в государственный реестр и принятые на государственную службу, финансируются за счет бюджетов всех уровней, начиная с федерального и заканчивая бюджетом муниципального образования. Порядок принятия казаками обязательств по несению государственной службы, а также чины, знаки различия и даже форму определяет президент России.
— Но, скажем, бороться с терроризмом или охранять общественный порядок без оружия немыслимо. Будет ли оно выдаваться казакам?
— Такой опыт, правда, не совсем удачный, у нас есть. В свое время 10 тысяч охотничьих карабинов было выделено казакам на Ставрополье. Оружие хранилось не в домах, а в милицейских отделах, и с его выдачей были определенные сложности.
Вопрос об оружии в новом законе не оговорен, он будет решаться иными правовыми актами. В принципе казаки, находящиеся на определенных участках государственной службы, должны иметь доступ к оружию. Как и каким образом — вопрос, требующий дополнительного изучения и правовых оснований.
Принятие закона трудно переоценить. Правда, его еще должны утвердить Совет Федерации и сам президент России.
Янченков Владимир