Гудок | 24.09.2005 |
Человеку невоцерковленному, быть может, не до конца ясен священный, духовно-символический смысл этого праздника. Ведь крест в сознании многих ассоциируется в первую очередь со смертью. С болью и страхом, с физическими и нравственными мучениями, со страданием и скорбью. Уместно ли говорить здесь о каких-то светлых и возвышенных чувствах, тем паче о праздничном настроении?
Крест во многих религиях еще с глубоких дохристианских времен считался знаком Божественного начала. После же Голгофы он стал знамением спасения, реальным символом вечной жизни.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь, — и святое Воскресение Твое славим…» Праздничные молитвы говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение».
Христиане уже во II веке стали осенять себя крестным знамением. Примерно тогда же возникли и первые изображения креста. Правда, по форме своей и внешнему виду они существенно отличались от привычных нашему взору «Распятий», появившихся значительно позже.
Из всех типов «Распятий» самое величественное, пожалуй, родилось в Византии. Христос изображен на нем «предавшим дух». Тело Его обессилено, голова склонена, глаза закрыты. Но руки — они не безжизненно провисают, они словно раскрыты, распахнуты для объятия всех и каждого. В облике претерпевшего крестные муки Спасителя — покой и прощение. В Нем как бы предчувствуется грядущее торжество победы над смертью…
Происхождение праздника Крестовоздвижения связано с расцветом христианства при императоре Константине Великом, который в IV веке воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения Христова.
Прежде там находился языческий храм Венеры. Император Константин повелел снести это капище и начать здесь раскопки.
«Снимали слой за слоем, — пишет современник тех событий Евсевий, — вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом — честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения». Это была пещера Гроба Господня.
Спустя некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет рассказа о том, как царица искала Крест Христов. Однако другой историк того времени, Созомен, около 440 года описал, как удалось ей найти Крест, зарытый в земле близ Голгофы. Дабы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. По свидетельству св. Иоанна Златоуста, на обретенном Кресте была надпись, говорящая, что именно на нем был распят Иисус из Назарета.
Крест был «воздвигнут» над молящейся толпой и с этого момента стал одной из главных святынь Иерусалима. Части его были разосланы по всей империи. Впоследствии почитание Креста приобрело и общехристианское значение.
Крест, как символ веры во Христа, знак принадлежности к Православному миру, появился на Руси в конце десятого века. По церковному преданию, древнейшим русским крестом считается тот, который князь Владимир вывез из Корсуни, где принял крещение.
Крест прочно и надежно утверждался на просторах земли Российской. Можно с полной уверенностью говорить, что никакая другая страна за историю свою не видела такого обилия крестов, как Православная Русь. Это и неудивительно. Ведь крест сопровождал русского человека от рождения и до кончины. Он украшал каждое жилище — от покоев царских дворцов до красного угла крестьянской избы. Десятки, сотни тысяч крестов венчали купола храмов и церквей, возвышались над колокольнями и часовнями. Кресты можно было встретить едва ли не на любой из дорог. Они возводились на местах, отмеченных чудотворениями, святыми подвигами угодников Божиих и доблестных ратников, положивших жизни свои «за веру, царя и Отечество».
Крест, если допустимо такое сравнение, воистину скреплял в России жизнь Церкви, народа и государства. И триединство это во многом зиждилось на всеобщем его почитании и прославлении. Достаточно вспомнить, как Петр Великий около 1700 года поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе, на своей личной печати, а также на военно-морском флаге Российской державы.
Изображение креста нередко можно было встретить в отечественной геральдике. Так, шестиконечный православный крест был включен в герб Херсонской губернии. А знаменитый Георгиевский крест, помимо того что лег в основу ордена Святого Георгия Победоносца, был запечатлен на гербах целого ряда городов Санкт-Петербургской, Новгородской, Пермской и других губерний.
Не счесть, сколько крестов стояло вдоль границ нашей страны, особенно на северных ее рубежах. На одних Соловецких островах их насчитывалось до трех тысяч.
В 1429 году первоначальники Соловецкие, преподобные Савватий и Герман, после долгого морского путешествия «…достигли острова Соловецкого. И вышли на берег, и поставили шатер свой, и водрузили крест на месте том, где пристали к острову». И лишь после установки креста начали строить себе кельи.
Для подвижников веры Христовой водрузить крест на необжитой еще земле было делом первоочередным и куда более важным,
нежели сооружение жилища. Именно у креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Именно крест был опорой и защитой в духовной брани против нечистой и вражией силы.
Жизнь Соловецкого монастыря, окруженного со всех сторон Белым морем, была тесно связана с мореплаванием, поэтому на высоких береговых точках устанавливались многометровые кресты, указывающие мореходам путь к спасительной гавани. Купцы и промышленники перед дальним плаванием, как правило, посещали Соловецкий монастырь и возносили молитвы о благополучии предстоящего путешествия. Сотни обетных крестов устанавливались мореплавателями на Соловках «в благодарность» по окончании трудных и опасных морских путешествий. А в честь знаменательных событий воздвигались кресты памятные. Так, в 1702 году у побережья острова Анзер был установлен Крест в честь посещения Соловков Петром I. Доныне сохранился Поклонный Крест 1812 года на месте обретения чудотворной иконы Богородицы Корсунской.
Однако из прежних Поклонных Крестов на сегодняшний день уцелело не более тридцати. В конце двадцатых годов прошлого столетия, во времена Соловецкого лагеря особого назначения, тысячи соловецких крестов были безжалостно уничтожены. Традиция воздвижения многометровых Поклонных Крестов возродилась на Соловках лишь в 1990 году, после восстановления Спасо-Преображенского мужского монастыря.
В августе 1992 года был освящен и воздвигнут поминальный Поклонный Крест в честь новомучеников соловецких у подножия Секирной горы. Спустя два года поминальный Поклонный Крест о всех новомучениках был установлен у горы Голгофы на острове Анзер.
А в начале февраля 2001 года величественный Поклонный Крест был доставлен с Соловков и в Москву. Этот девятиметровый трехчастный крест с копием и тростью изготовлен из соловецкого древа по древним монастырским и поморским образцам. На нем вырезаны тексты оградительных молитв: «Огради нас, Господи…», «Да воскреснет Бог…», «Непобедимая сила…».
Крест был установлен в самом центре столицы, на территории подворья Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, рядом с храмом небесного покровителя Первопрестольной Георгия Победоносца. Воздвигался он по древней традиции — всем миром, вручную, без использования современной техники.
После совершения Божественной литургии и освящения Креста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес проникновенное слово.
Предстоятель говорил о тех новомучениках Российских, архипастырях, пастырях, монашествующих и простых верующих, которые в жестокие годы богоборчества, презрев мучения, не устрашась страданий и даже смерти, исповедовали учение Христово, свидетельствовали о вере и правде. Для каждого из них был ясен смысл слов, с которыми Спаситель обратился к своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мф.6.12).
Как важно и в нынешней многотрудной жизни, когда зло, уже не таясь, вершит свои помыслы, следовать этому завету — отвергшись, по слову Христову, себя, преступив интересы собственного «я», творить любое дело, думая не о корысти, не о тщеславии, не о чрезмерных удовольствиях и прихотях, а памятуя прежде всего о благе ближнего.
Взять крест свой — значит с честью выносить самые суровые жизненные испытания, тяготы и невзгоды, самосовершенствоваться в терпении и любви, возрастать в духе от силы в силу, поставив над собой и своим существованием нравственные Законы, которые были даны человечеству более двух тысяч лет назад.