Трибуна | Вадим Бурлак | 24.09.2005 |
Разные судьбы
Кандидатов в гладиаторы отбирали среди военнопленных разных племен и народов. Так стал бойцом-невольником знаменитый вождь восставших рабов Спартак. Их выискивали и на невольничьих рынках, и в тюрьмах. Нередко гладиаторами становились по приговору суда преступники -" граждане Римской империи. А бывали случаи, когда в эту опасную профессию шли свободные римляне, спасаясь от нищеты.
Удачливые гладиаторы иногда обретали не только славу среди публики, но и ценные подарки и денежные вознаграждения. Лучшие из бойцов получали от ставок в букмекерских конторах определенный процент. Известный гладиатор Спикул получил от Нерона дворец и земельный участок вблизи Рима. Опытные гладиаторы становились учителями фехтования и кулачного боя у состоятельных римлян.
Примерно с начала I века до новой эры некоторые знатные жители Вечного города обзавелись собственными гладиаторами. Эти невольники зарабатывали для своих хозяев деньги выступлениями на арене, являлись их телохранителями и сопровождали в военных походах и в путешествиях. У Юлия Цезаря в охране было несколько сот гладиаторов. Они служили Марку Антонию во время его пребывания в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Стремление затмить
В Древнем Риме слава императоров, диктаторов, консулов, сенаторов, полководцев зависела не только от военных побед, экономического состояния государства и населения, но и от умения организовать зрелища. Властители Древнего Рима старались в этом перещеголять друг друга. Уже в конце II столетия до новой эры на арене цирка организовывались сражения, проходившие по несколько дней, в которых принимали участие до тысячи, а порой и больше гладиаторов. Чтобы придать красочность зрелищу, на арене возводились деревянные крепости, искусственные лесные дебри. Разыгрывались театрализованные сцены взятия Карфагена, войны в Галлии, Британии, в Малой Азии. Когда такие гладиаторские представления стали привычными для римлян, императоры обратились и к морской тематике.
В 46 году до новой эры Юлий Цезарь приказал на Марсовом поле в Риме выкопать огромный котлован и заполнить его водой. Вскоре на временном искусственном озере появилось 16 галер. На них было почти четыре тысячи гребцов, а в инсценировке морского сражения участвовали 2 тысячи гладиаторов. Это необычное «морское сражение» наблюдали почти все жители Вечного города. Спустя 44 года император Октавиан Август решил превзойти Юлия Цезаря. Он приказал воссоздать морское сражение греческого флота с персидским. В представлении участвовали 24 корабля, более 3 тысяч гладиаторов и несколько тысяч гребцов.
В I веке новой эры один император Клавдий организовал еще более массовое побоище гладиаторов. В самом Риме и в ближайших его окрестностях не оказалось подходящего водоема для «морского сражения». Для грандиозного представления император выбрал Фуцинское озеро, расположенное почти в 85 километрах от столицы. На этот раз были привлечены 50 боевых кораблей. Гладиаторов не хватало для такого сражения, и император повелел набрать в тюрьмах преступников, владеющих оружием. Таких оказалось более 23 тысяч.
К назначенному дню на представление двинулось почти все взрослое население столицы империи. Несколько дней дорога к Фуцинскому озеру была запружена пешими, всадниками, повозками. В самом Риме остались лишь малые дети, умирающие и городская стража. Зрителей на берегах Фуцинского озера собралось более полумиллиона. Сражение длилось почти шесть часов.
В 75 году в Риме началось строительство Колизея -" самого грандиозного амфитеатра античного мира. Длина его составляла 188, ширина 156, а высота -" более 48 метров. Он вмещал примерно 52 тысячи зрителей, но иногда в нем собиралось и 80 тысяч. Вход в Колизей был бесплатным, перед началом представлений римляне получали в подарок муку или другие продукты.
Подземная часть амфитеатра не уступала объемами наземной. Там размещались комнаты для гладиаторов, зверинец, кладовые, лечебница, морг, шахта, куда сбрасывали убитых людей и животных, и помещение для предсказателей. При закладке фундамента Колизея была применена традиция служителей восточного бога Ваала. В котлован сбросили 77 человек. Заживо погребенные рабы якобы помогут устоять зданию 77 веков.
Безымянное чудовище
Едва началось строительство Колизея, а по городу о нем поползли таинственные слухи, и сложилась первая легенда. Этот амфитеатр возводили на месте, где располагалось искусственное озеро, созданное по приказу Нерона. Однажды скучающему императору доставили из болот Центральной Африки неизвестное чудовище. В Рим его привезли тайком.
Охотники объяснили Нерону, что зверь неимоверно силен и очень опасен. Он пожирает даже гиппопотамов, носорогов и молодых слонов. А люди от одного взгляда этого неизвестного животного сходят с ума или столбенеют, пока тварь их не растерзает. Император приказал поместить чудовище в озеро, а чтобы укротить его нрав, приказал днем и ночью дежурить у водоема сотне воинов, вооруженных длинными копьями.
Чудовище вело себя довольно смирно, если не считать поедания каждую ночь двух-трех брошенных ему рабов и трупов разных животных. Когда после смерти Нерона его озеро стали засыпать, чудовище ушло по водостокам глубоко в подземелье, где, по слухам, находилось «море, не знающее солнечного света».
Открытие Колизея, по распоряжению императора Веспасиана, праздновалось 100 дней. По приблизительным подсчетам, за это время на арене нового амфитеатра погибло более 2 тысяч гладиаторов, а животных -" примерно 3 тысячи. Служители Колизея не смогли вывезти все трупы за город и сжечь. Останки людей и животных бросали в глубокие колодцы, расположенные под амфитеатром и якобы связанные с «морем, не знающим солнечного света».
Гориллы
Тех, кто сражался на арене с хищниками, называли бестариями. Их обучали не только владению оружием, но и дрессуре. Эти гладиаторы знакомились с повадками животных, а порой и ухаживали за ними. Но такая дружба человека и зверя не поощрялась за кулисами амфитеатров. Во время представления на арене публике надо было показывать злобное, яростное отношение между гладиатором и животным. Поэтому, если бестарий и ухаживал за каким-то зверем, то в поединке их вместе не выставляли.
Но случались недосмотры. Однажды из Африки доставили очередную партию зверей. В ней оказался детеныш гориллы. Дрессировать его поручили опытному бестарию. Когда горилла выросла, ее стали выпускать на арену -" сражаться с хищниками. Огромный черный самец одним ударом переламывал хребет леопарду, рвал пасть льву, душил медведя, сворачивал шею буйволу, раскалывал череп крокодилу. Наконец было решено выставить его против гладиаторов.
В первые же минуты сражения несколько бестариев были убиты и покалечены толстой и длинной жердью, которой орудовала горилла. На арену вышли еще несколько гладиаторов. Среди них был тот, кто выращивал гигантскую обезьяну. Этих бестариев ожидала та же участь, что и предыдущих. Никого не спасли щит и меч. Лишь на своего друга у гориллы не поднялась рука. Она демонстративно отбросила смертоносную жердь и улеглась прямо на арене, спиной к оставшемуся бестарию.
Публике не понравился такой оборот. Миролюбивые жесты у римлян были не в чести. Быть может, гладиатор и не хотел убивать гориллу, но, когда он подошел к ней, чтобы всадить ей в сердце меч, гигантская обезьяна была уже мертва. На ее теле не оказалось ни единой царапины. Наверное, не выдержало сердце? Не захотела сама убивать друга, не пожелала умереть от его руки?..
После запрещения гладиаторских сражений бои между животными продолжали проводиться, но уже в частных домах и не в тех масштабах, как во времена Римской империи. А среди тех, кто добывал строительный камень в заброшенном Колизее, даже в XVI—XVII вв.еках существовало предание о тени огромной обезьяны. Появлялась она якобы по ночам, при свете факелов, и блуждала по просторам древнего амфитеатра. Тот, кого тень накрывала, -" мгновенно и навсегда исчезал. Может, все так и было… А может, рассказами о тени гигантской гориллы добытчики камня в Колизее запугивали конкурентов?.. Но об этом хранит молчание древний амфитеатр.