Русская линия
Труд Валерий Коновалов24.09.2005 

Чудо на каждый день
В центре Западной Европы есть место, где все потерявшиеся находят себя и смысл жизни, где искренне любят наш язык и нашу веру

— Человеку трудно спастись в одиночку, — говорил с амвона епископ, а другой священник тут же переводил его на немецкий. — Именно Церковь — то духовное пространство, где мы идем к Богу друг вместе с другом и где Бог — наш сотрудник и соработник в деле нашего же спасения. То, что по человеческим представлениям превышает наши силы, становится возможным, если мы призываем на помощь Бога.

СТРАННАЯ КОМПАНИЯ, НЕ ТАК ЛИ?

Как и многие другие американцы, Буш привык в любых обстоятельствах не забывать о собственном здоровье. И в это утро, несмотря на спешку, он все-таки успел как следует размяться, чтобы отправиться на службу бодрым, свежим…

Графиня Марья Андреевна Разумовская проснулась в предвкушении радостных встреч. Жаль только, что еще не вернулась из заграничного отдыха ее приятельница Варвара Александровна, урожденная княгиня Трубецкая, которой она, конечно же, подробно расскажет о нынешнем событии по ее возвращении…

Накануне у австрийского профессора Иоганна Крамера была очень сложная лекция, однако он умел сосредоточиться на сегодняшних заботах так, как будто кроме них ничего в мире не существовало. И как всегда, ровно в назначенный час был на месте…

Оказаться в этот день дома для оперной певицы Ольги Шалаевой — счастливое стечение обстоятельств. Последние годы жизнь ее — это череда гастролей по европейским столицам. Но вместо того, чтобы отоспаться в редкое свободное утро, она чуть свет вышла на улицу…

Почти тысячу километров через две страны за сутки преодолел за рулем своего БМВ бизнесмен Василий Толстунов. Дороги тут, конечно, изумительные, да и «Навигатор», надежный помощник, четко управляет машиной через спутник: предупреждает, где повернуть, как вернее добраться по нужному адресу. И все-таки напряжение немалое. Волновался: успеет ли? Успел…

Эти люди разных национальностей, возрастов и профессий спешили в одно и то же место, по одному и тому же поводу. Мы встретились на церковном празднике в Свято-Николаевском соборе Вены. Все они — прихожане этого удивительного храма.

ЗАГАДОЧНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

Собор расположен на небольшой улочке в центре Вены рядом с российским посольством. Его и построили сто с лишним лет назад на территории посольства — и уже в этом заключался некий парадокс.

— В судьбе этого храма есть нечто замечательное и таинственное, — говорил мне епископ Венский и Австрийский Иларион. — Когда вы впервые видите его — огромный, вместительный, величественный, — то спрашиваете себя: а для кого он такой замышлялся? Ведь строилась всего лишь посольская церковь. В те времена в Вене было очень мало русских православных людей. Потом, с 1914 по 1945 год храм вообще закрывался. И в послевоенные годы, как вспоминают старожилы, в лучшем случае здесь на воскресной службе собиралось три-четыре десятка человек. Но вот в последние годы, впервые за всю историю, храм стал заполняться людьми. У нас по воскресеньям бывают сотни человек, а по праздникам — больше тысячи. И когда мы во время службы видим полный храм прихожан, то ощущаем в этом действительно что-то чудесное: он строился как будто на вырост, хотя кто мог знать, что так будет? За последние 15 лет число выходцев из бывшего Советского Союза так возросло, что потребовалось даже создание русских православных общин в Граце, Линце, Клагенфурте и других городах. А этот собор стал духовным центром для всех русскоязычных людей в Австрии. Среди них и эмигранты первой волны, такие, как, например, графиня Разумовская — ее прямой предок тот самый Андрей Разумовский, который был при Александре I послом России в Австрии и которому посвящал свои квартеты Бетховен. Но больше всего прихожан из эмигрантов последней волны — «экономической».

«ВСЕ МЫ В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ ЭМИГРАНТЫ»

Конечно, это очень условная классификация. Достаточно поближе познакомиться с прихожанами, чтобы понять: тут что ни человек, то уникальная история.

Есть такие, как Сергей Рылов, который пережил множество приключений и испытаний, пробирался через границы, бомжевал, не раз рисковал свободой и жизнью, а спасся в вере. Есть прекрасные русские женщины, много лет назад приехавшие сюда из Москвы с мужьями-австрийцами и тяжело страдавшие ностальгией. Или китаец Ван Сяо Че, студент венской консерватории, который зашел попрактиковаться в церковном хоре, да так и остался в качестве Ивана Шанхайского. С глубоко личными проблемами пришла в храм учительница немецкого языка из посольской школы Эльвира Большакова и обрела здесь веру, душевное равновесие. А вот Василий Толстунов погрузился в православную жизнь давно, еще на родине, но только здесь, в Вене, куда привели его интересы бизнеса, нашел по-настоящему свой храм и настолько его своим почувствовал, что теперь вместе с братом создает книгу о Свято-Николаевском соборе. Свои в этой церковной семье и дипломаты из российского посольства. И знаменитые музыканты Владимир Федосеев, Владимир Атлантов, Ольга Шалаева. И те украинцы, грузины, сербы, австрийцы, которые необъяснимым образом ощутили присутствие Христа именно здесь, в русском православном храме. То, что происходит здесь на богослужениях, при исповедях и причастиях, сами прихожане называют ежедневным чудом.

А вместе с русскими священниками, диаконами, чтецами служат в соборе и протоиерей Хризостом Пийненбург — голландец, и иерей Радослав Ристич — серб, и диакон Василий Буш — американец, и австриец Иоганн Крамер, которого зовут здесь Иваном Ивановичем. Каждый по-своему они рассказывали об одном и том же мистическом чувстве, которое привело их сюда и открывает им истину.

Может быть, есть у русского храма на чужбине по самой его природе какая-то дополнительная таинственная черта, которая особенно помогает человеку в одиночестве, в потерянности, а ведь эти переживания присущи не только тем, кто покинул родные края.

Так и выходит, что этот храм сначала стал гораздо больше, чем просто посольская церковь, а потом — еще больше, чем только духовный приют для эмигрантов.

Впрочем, смотря кого считать эмигрантами.

— В каком-то смысле все христиане являются в современном мире эмигрантами, — говорил во время посещения этого собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Современная культура и общество, в котором мы живем, все дальше отходят от религии. Людям предлагаются стандарты жизни, которые очень далеки от христианских идеалов… И от того, способны ли мы в этом мире сохранить христианство как таковое, христианство как верность Христу, уверен, зависит будущее человеческой цивилизации.

НОЧЬ ОТКРЫТЫХ ЦЕРКВЕЙ

Важных гостей в храме бывает много. Самым дорогим считают, конечно, Патриарха Алексия. А совсем недавно, например, здесь принимали председателя австрийского парламента Андреаса Коля. Дружат и с католиками. На рождественских службах в соборе бывали и кардинал Шёнборн, и архиепископ Котгассер. А католические церкви в некоторых австрийских городах предоставляют возможности для богослужений тем приходам Русской православной церкви, у которых нет пока своих храмов.

Жизнь не на своей канонической территории вообще рождает немало своеобразия. С одной стороны, заставляет бережнее и строже относиться к собственной традиции, с другой — шире открывать для людей свои двери.

Недавно в Вене состоялась первая «Ночь открытых церквей». Она началась с колокольного звона всех христианских храмов и торжественного открытия в Венском католическом соборе Святого Стефана. Около 200 храмов в эту ночь пригласили желающих посетить свои богослужения, духовные концерты, дискуссии. Русский православный собор оказался одним из самых популярных. Сотни горожан участвовали в богослужении, слушали духовный концерт хора собора, лекции священников. Под утро приходилось даже уговаривать гостей покинуть храм — так уютно и благостно им тут показалось.

НЕ БЫТЬ ГЛОТАТЕЛЕМ ПУСТОТЫ

Вот как бывает. Для многих иностранцев наш храм притягателен еще и потому, что неотделим от русской духовности, русского языка. Некоторые из них и язык наш учат за то, что, по их мнению, он приближает к истинной вере. И австриец Крамер, и американец Буш говорят по-русски так чисто и красиво, как далеко не все наши соотечественники.

Но при этом храм принципиально многоязычен. Тут бывают богослужения и на немецком языке, и с одновременным переводом. Священники принимают исповеди на многих языках. А иногда здесь читают евангельские тексты во время богослужений на современном русском языке, чего практически не бывает в обычном храме.

Тут вообще много необычного. Настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, например, завел такую традицию: раз в месяц просмотр и обсуждение с прихожанами светских фильмов. Начинали с «Матрицы».

— Важно ведь не только на религиозные темы беседовать, — объясняет он, — а помочь человеку ориентироваться в жизни, научиться оценивать то, что видишь, слышишь, тогда не будешь глотателем пустоты, которую тебе подбрасывает мир. Важно и сближать людей, преодолевать одиночество. Мы вместе ходим в походы, с семьями, детьми — там ничего церковного нет. Но и это — Церковь.

ЗАКОН БОЖИЙ, АУКЦИОН И СЦЕНА

Заработки у здешних священнослужителей скромные. Только на них прожить в Вене трудно. Приходится подрабатывать. Отец Хризостом, например, работает оценщиком икон на аукционе. Протодиакон Виктор Шиловский поет в музыкальном театре. А отец Радослав преподает Закон Божий в школах. Заметьте, не какие-нибудь основы религиозной культуры, о которых у нас столько споров, а Закон Божий. И это не факультатив, а обязательная дисциплина, которую финансирует государство. То есть отказаться от этого урока ученик вправе, но для этого родители должны написать заявление. А споры вокруг этого предмета здесь тоже есть, только другие. Стало очевидно, что дети, которые не изучают Закон Божий, оказываются гораздо уязвимее в нравственно-этическом воспитании. Вот и обсуждается, не ввести ли для «отказников» что-то вроде уроков этики.

ГДЕ ВЗЯТЬ 6 МИЛЛИОНОВ ЕВРО?

Мы беседовали с владыкой Иларионом практически на стройплощадке. Это первый этаж собора — нижний храм, пока не действующий, тут еще в разгаре ремонтные работы. Службы проходят в верхнем храме. Там, наверху, среди церковного убранства, епископ Иларион и настоятель храма отец Владимир появляются в красивом облачении, совершают таинства, читают проповеди и богослужебные тексты. Здесь, среди строителей, лесов и штукатурки, они в цивильных одеждах разбираются в хозяйственных проблемах. И выглядят обычными молодыми людьми.

Не совсем обычными, конечно. Они красивы, талантливы, прекрасно образованы, знают по нескольку языков, многое в жизни повидали. Отец Владимир переехал в Вену три года назад из США. Владыка Иларион — два года назад из Брюсселя и живет сейчас «на две страны», возглавляя одновременно епархии Московского Патриархата в Австрии и Венгрии. А кроме того, представляет Русскую православную церковь при европейских международных организациях, так что совершает до 30 командировок по миру в год. После его переезда в Вену и начался грандиозный капитальный ремонт Свято-Николаевского собора — первый за сто лет.

Стоимость этого проекта — 6 миллионов евро. Деньги собирают из разных источников, причем не только русских и православных. Так, например, 400 тысяч евро выделяет магистрат Вены, считая, что собор — это и городская достопримечательность. Однако осенью, когда завершится второй этап ремонта, закончатся и деньги, а впереди еще третий — очень объемный и затратный. Откуда взять деньги, никто не знает. Но здесь привычны к чудесам, которые случаются практически каждый день. И будут рады, если кто-то из состоятельных соотечественников захочет стать участником очередного такого чуда.

ЗАЧЕМ ХОДЯТ СТРОЕМ

Епископ Иларион на приеме по случаю 60-летия Победы в российском посольстве разговорился с одним нашим офицером. Тот сообщил, что в Бога верит, но в церковь не ходит и обряды не исполняет: зачем, дескать, если Бог в душе?

— А зачем, — спросил епископ, — нужно носить погоны, ходить строевым шагом, учиться военному делу, если можно быть военным в душе? Религия — это ведь не просто мировоззрение, это образ жизни, предполагающий общение с Богом. И это общение осуществляется в церковной жизни через таинства, молитвы, богослужение. А жить по заповедям Божиим — это большое искусство, которому надо ежедневно учиться, подобно тому, как люди учатся военному делу или музыке. И многие из тех, кто говорят о том, что им достаточно Бога в душе, лишают себя духовного богатства, которое дает подлинная религиозность и которое вне церкви приобрести невозможно.

http://www.trud.ru/006_Sbt/200 509 241 780 102_.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика