Русская линия
Гудок Анатолий Контарев17.09.2005 

Иностранные рабочие

По данным ГУВД Ростовской области, фактическое количество незаконных мигрантов, проживающих сегодня на Дону, балансирует на грани 100 тысяч человек.

Только за первое полугодие 2005 года на процесс выдворения незаконно въехавших в область лиц потрачено 750 тысяч рублей из федерального бюджета и более полутора миллионов рублей — из привлеченных денежных средств. И хотя эта статья расходов постоянно увеличивается, денег на депортацию незаконных мигрантов все равно не хватает. Что же побуждает людей к смене местожительства? Нужны ли на Юге России иностранные рабочие? Об этом мы беседуем с руководителем Северо-Кавказского центра по изучению проблем этнических меньшинств, беженцев и вынужденных переселенцев доктором философских наук Анатолием Контаревым.

— Анатолий Александрович, какие основные причины побуждают население к миграции? Безработица? Опасность для жизни? Плохая экологическая обстановка?
— Миграция населения идет постоянно и носит глобальный характер. Однако ее причины могут быть разными.
В России миграционные процессы активизировались после распада Советского Союза, с образованием так называемых «горячих точек». Сразу несколько очагов нестабильности в Закавказье вынудили часть населения искать убежище в России. К нам потянулись беженцы из Азербайджана, Грузии и Армении. Став самостоятельными, эти страны не сумели наладить мирную жизнь. Россия же для многих наших бывших соотечественников представлялась островком стабильности и благополучия.
Увы, так было недолго. Полыхнуло на Северном Кавказе. И новые сотни тысяч людей в результате этнических конфликтов были вынуждены спасать свои жизни.
Впрочем, бежали в те годы не только от пуль и снарядов, но и по экономическим причинам. Однако волн трудовых мигрантов, на мой взгляд, руководство страны тогда не заметило. Они затерялись на фоне вынужденных переселенцев, спасавшихся от войны. А ведь речь идет не о сотне-другой человек, а о десятках тысяч! К примеру, в прессе уже появлялись данные, что отток русских из Карачаево-Черкесской Республики за последние пять лет прошлого века составил не менее 20 тысяч человек, то есть почти 11 процентов от их общего числа. Более 22 тысяч человек, по данным Госкомстата, выехали в 1999-м и 2000-м из Кабардино-Балкарской Республики. Это составило около 9 процентов от общего числа проживавших там русских. Из Северной Осетии — Алании за десять лет существования суверенной России выехало более 12 тысяч человек русскоязычного населения. И причина в основном одна и та же — безработица.
Во многих северокавказских республиках в те годы свертывались высокотехнологичные производства, шла ликвидация научно-исследовательских институтов и проектных организаций, в коллективах которых русские составляли до 80 процентов. Кроме того, местные национальные элиты постарались сделать все, чтобы вытеснить славянское население из приватизационных процессов и сферы бизнеса, вынудить к массовому отъезду. Так, оставшись без средств к существованию и лишившись возможности реализовать себя в новых условиях, тысячи людей решили искать счастье вдали от родных мест.
Поток мигрантов, обрушившийся с Кавказских гор на равнинные части России, фактически развалил трудовой рынок многих областей страны.
Думаю, что в первой половине девяностых годов никто даже предположить не мог масштаб надвигающейся миграционной стихии. Например, одна лишь Ростовская область за период с 1989 по 2001 год приняла до 500 тысяч человек. Понятно, что быстро создать для такого количества мигрантов необходимое число рабочих мест она не могла.

— Выходит, трудовая миграция для Юга России нежелательна?
— Любая страна, население которой сокращается, нуждается в притоке рабочей силы извне. Для многих субъектов Федерации Южного федерального округа трудовая миграция — единственный на сегодня реальный фактор, который хотя бы частично противодействует сокращению численности населения.
Согласно демографическому прогнозу начиная с 2006 — 2007 годов убыль трудоспособного населения России достигнет 1 миллиона человек в год. Уже сегодня многие предприятия испытывают дефицит трудовых ресурсов. В том числе и у нас, на юге. И этот дефицит, как показывают исследования, будет лишь возрастать.
К такому развитию событий российские люди оказались не готовы, и в первую очередь психологически. Многие видят в мигрантах конкурентов на рынке труда, сбивающих уровень заработной платы. Отсюда и проявления нетерпимости, экстремизма к приезжим не только из других стран, но даже из других регионов России. Последнее характерно, в частности, для Москвы и Московской области. В Южном федеральном округе поток внутренних мигрантов иссяк. Здесь трудовая миграция идет в основном из-за рубежа.

— Значит, Россия — это принимаю щая мигрантов страна?
— И принимающая, и отдающая. Причем от нас в развитые страны Европы по-прежнему уезжают наиболее квалифицированные кадры. Те же, кто приезжает, готовы браться за любую, но чаще — неквалифицированную работу.
На основании официально полученных разрешений в Россию ежегодно прибывают около 300 тысяч иностранных граждан. Больше половины — из стран СНГ.
К примеру, в Ростовской области, официально принимающей около 3000 иностранных рабочих в год, 70 процентов приехавших трудиться — граждане Украины.
Однако у миграционного процесса есть и теневая сторона. Количество незаконно работающих в России мигрантов превышает 5 миллионов в год. И вот с этим неконтролируемым миграционным процессом надо бороться. Федеральные власти просто обязаны защитить трудовой рынок там, где он сегодня уже перенасыщен. В частности, в Ингушетии, где уровень безработицы более 16 процентов от числа экономически активного населения, в Кабардино-Балкарии, Дагестане… А вот для тех местностей, где рабочих рук не хватает, квоты на иностранных рабочих можно увеличить. Причем многократно. Я, в частности, разделяю мнение тех экспертов, кто считает, что Россия без ущерба для себя может повысить установленный лимит на привлечение иностранной рабочей силы до 3 миллионов человек в год. Для государства выгодно сократить масштабы неконтролируемой миграции. Хотя бы для того, чтобы получать в государственную казну дополнительные налоги.

— Данная цифра чем-то мотивирована?
— Разумеется. Во-первых, экспертами просчитано, что примерно такое количество трудовых мигрантов обеспечат нам поддержание необходимых темпов экономического развития страны. Во-вторых, имеющаяся социальная инфраструктура государства позволит обеспечить приехавших определенным минимумом социальных прав и гарантий, кои имеют и граждане Российской Федерации.

— Есть ли у вас статистика правонарушений со стороны мигрантов на Юге России?
— Данная проблема серьезно рассматривалась органами Внутренних дел республик, краев и областей Юга России в прошлом году. Причем проводился тщательный криминалистический анализ. Он показал, что доля серьезных правонарушений, совершенных законно работающими трудовыми мигрантами, не превышает в общей массе преступлений одного процента. Так что бояться таких трудовых мигрантов россиянам не надо. Другое дело — мигранты нелегальные. В 1999 году они совершили в России около 32 тысяч преступлений, в 2002-м — почти 36 тысяч. И тенденция роста преступности в этой среде, к сожалению, сохраняется.

— Достаточна ли российская законодательная база, регулирующая миграцию населения в России?
— К сожалению, здесь нам гордиться пока нечем. Российская законодательная база устанавливает слишком много препятствий для привлечения в страну иностранной рабочей силы. Речь и о долгой бюрократической процедуре получения разрешения на работу, и о взимании платы с работодателей в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного рабочего. Вы думаете, эту сумму вносят в казну работодатели? Как бы не так! В большинстве случаев — сами трудовые мигранты, которые еле-еле наскребают денег, чтобы приехать в Россию. Разумнее, на мой взгляд, пересмотреть процедуру оформления разрешений на работу. Пусть за разрешение трудиться в России платят иностранцы, но только после того, как начнут зарабатывать. Не должна созданная у нас правовая система превращать законопослушных граждан соседних государств в нелегальных трудовых мигрантов. Ведь тем самым они не только лишаются правовой защиты и социальных гарантий, но и подпитывают собой криминальную среду.
Считаю, что существующее миграционное законодательство необходимо как можно скорее привести в соответствие с интересами России. И здесь необходимо проявить государственную мудрость и волю нашим законодателям.

Александр АГАФОНОВ
Ростов-на-Дону

http://www.gudok.ru/index.php/print/28 251


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru