Патриархия.Ru | 20.08.2005 |
Удивительно, сколь много может вместить жизнь одного человека, и как явно, если этот человек духовный и праведный, в его жизненном пути обнаруживаются промыслительные черты. Уже сейчас ясно, что примером такого пути является судьба нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви, которому было суждено совершать Патриаршее служение в переломное время, в период стремительных общественных изменений и в эпоху возрождения церковной жизни. Неслучайно в современной России, пережившей глубочайший общественный кризис и ищущей пути восстановления своего былого величия, Предстоятелем нашей Церкви является человек, в биографии которого присутствует живая связь с великой Россией прошлого. Одним из главных источников этой удивительной, победившей время связи стал родник русской святости «пречудный остров Валаам».
Жизненный путь святителей земли Русской, путь пастырского служения, берущий начало от воцерковленного детства во Христе, был при советской власти под запретом. Божий Промысл о нашем нынешнем Предстоятеле выстроил его жизнь так, что жизни в России советской предшествовало детство и отрочество в старой России.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II родился в 1929 году в Таллине. В семье будущего Первосвятителя царил дух православной церковности. В Эстонии, бывшей окраине Российской империи, было много русских. Большинство из них по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей не покидая родины, как, например, мать будущего Патриарха Елена Иосифовна Писарева.
В эмиграции роль Православной Церкви была особой. Многих людей, оказавшихся за пределами России, отличал высокий духовный настрой. Переживая утрату отчизны, испытывая лишения, они с энтузиазмом участвовали в религиозной жизни русского рассеяния. Развивалась приходская жизнь, в молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение. Деятельное участие в мероприятиях Движения принимал отец Патриарха Михаил Александрович Ридигер, который в конце 1930-х годов был рукоположен в диакона, а затем — во иерея.
В Эстонии стремились побывать эмигранты из «дальнего зарубежья». Здесь они находили «уголок» России, заключавший в себя великую святыню — Псково-Печерский монастырь. За пределами СССР, в тогдашних границах Финляндии, находилась и другая русская святыня — Валаам.
Посещение Северного Афона, как называли Валаамскую обитель, оставило неизгладимый след в душе юного паломника Алеши Ридигера. Это событие сыграло, по признанию Патриарха, особую роль в его жизни. Следовательно, событие это повлияло и на судьбу Русской Православной Церкви, неразрывно и непостижимо связанную с жизнью ее Предстоятеля. В конце 1930-х годов сложно было предположить, что посещение Валаама отроком Алексием станет судьбоносным не только для Церкви, но и для самой обители, которая после полувекового разорения и разрушения начнет возрождаться и будет восстановлена при деятельном попечительстве давнего паломника, а ныне священноигумена ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Патриарха Алексия.
В 1937 году отец будущего Патриарха посетил Валаам. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в последующие годы он вновь совершал паломничества в Спасо-Преображенскую обитель, но уже с женой и сыном Алексеем. Святейший Патриарх Алексий вспоминал: «Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе? до Валаама. Следующий paз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси».
Отрок Алексий всем сердцем полюбил древний Валаам. Именно здесь, вспоминал впоследствии Святейший Патриарх, он почувствовал призвание идти по пути служения Церкви Христовой. Приглянулся благочестивый отрок и духоносным валаамским старцам. На всю жизнь запомнил мальчик встречи с насельниками обители? схиигуменом Иоанном (Алексеевым), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым). Особенно теплые отношения сложились у Алеши с архивариусом отцом Иувианом (Красноперовым), который принял отрока в свое сердце. Между ними завязалась переписка. Вот небольшой фрагмент из письма о. Иувиана.
«Дорогой о Господе, милый Алешенька!
Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. < >. Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. < >.
Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь. В своей чистой детской молитве вспомни и о мне недостойном.
Искренне любящий тебя о Господе м. Иувиан».
Отец Иувиан посылал Алексею образки и духовные стихи, сугубо молился о его здравии во время его детских болезней. Через монаха Иувиана духовная нить соединяет Святейшего Патриарха Алексия с ангелом-хранителем России святым Иоанном Кронштадтским. Именно по благословению св. Иоанна отец Иувиан стал валаамским монахом, и конечно он рассказывал милому его сердцу Алеше о великом пастыре. Эта связь напомнила о себе в июне 1990 года, когда на Поместный собор Русской Православной Церкви, избравший Святейшего Патриарха Алексия, прославил праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых.
Уже в детстве Алеша Ридигер хотел стать священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой игрой его было «служить». Дома он сооружал алтарь и иконостас и имитировал церковную службу. Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно.
Более полувека спустя, вспоминая свои детские паломнические поездки, Патриарх напишет: «Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь».
Во время войны иноки Валаамского монастыря были вынуждены покинуть родную обитель и уйти на запад, в глубину Финляндии, где они образовали Ново-Валаамский монастырь. Создание в послевоенное время на острове дома-интерната для инвалидов войны сделало его на время практически закрытым для посещения. В 1960-е годы на остров начали прибывать круизные теплоходы. С каждым годом увеличивалось количество неорганизованных посетителей. В 1979 году на Валааме с целью проведения научно-исследовательских и реставрационных работ, а также для обеспечения организованного экскурсионного обслуживания был создан историко-культурный и природный музей-заповедник.
Это может показаться удивительным, но архиерей Алексий (Ридигер) много лет отказывался от приглашений посетить Валаам. Слишком дороги были для него детские воспоминания и так не хотелось, чтобы светлые детские образы вытеснились печальными картинами запустения. «Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (†1978) много раз приглашал меня на остров, но я не хотел ехать туда, где монашеская жизнь пресеклась и храмы осквернены, чтобы не затмевать впечатлений детства,? вспоминает Патриарх.? В 1988 г. Валаам уже не произвел на меня гнетущего впечатления, потому что была надежда на возрождение обители».
В 1988 году владыка Алексий, занимавший в это время ленинградскую кафедру, предложил программу восстановления монастыря. 22 августа он обратился в Совет по делам религии при Совмине СССР с просьбой о передаче части монастырского комплекса Русской Православной Церкви.
«Валаамский архипелаг со Спасо-Преображенским монастырем и многочисленными скитами является одним из главных общенациональных, историко-культурных и природных сокровищ Советского Союза,? было сказано в его обращении.? Во всем мире Валаам известен как один из главных духовных центров Православия до начала 1940-х годов.
В настоящее время монашеской жизни на Валааме нет. Монастырские и скитские здания большой историко-художественной ценности находятся в катастрофическом состоянии, и процесс их разрушения ускоряется с каждым годом. Хотя выделенные средства частично осваиваются, эффективных результатов это не дает. Главная причина такого состояния архитектурно-художественных памятников Валаама заключается, по единодушному признанию специалистов, в использовании монастырских и скитских зданий вопреки из первоначальному назначению.
Ввиду этого специалисты и общественность уже несколько лет тому назад поставили вопрос о передаче части Валаама РПЦ для того, чтобы Церковь не только приняла участие в восстановлении монастырских и скитских зданий, но и обеспечила правильное использование их, благодаря возобновлению на Валааме монашеского общежития.
Конкретно был поставлен вопрос о передаче РПЦ Всехсвятского (Белого) Скита. Помимо того, что при непосредственном осмотре подтвердились самые печальные сведения о состоянии зданий и сооружений на Валааме, выяснилось также, что состояние Всехсвятского скита совершенно не позволяет начать в нем монашескую жизнь ввиду отсутствия в нем сейчас хотя бы одного здания, пригодного для проживания. Но монашеская жизнь не могла бы быть налажена во Всехсвятском ските даже при наличии пригодных для проживания зданий. Дело в том, что Всехсвяткий скит не создавался в расчете на самостоятельное существование, а изначально полностью зависел от Спасо-Преображенского монастыря, поэтому какая-либо хозяйственная деятельность в скиту невозможна. В скиту никогда не было собственных хозяйственных бытовых служб и соответствующих построек (бани, прачечной, пекарни, гостиницы для паломников и т. д.). Возведение новых построек такого назначения здесь невозможно, так как это нарушит ценный архитектурный ансамбль скита < >».
Изложив по пунктам мероприятия, необходимые для «реанимации» монастырской жизни на Валааме, митрополит Алексий добавлял: «На наш взгляд, лишь реализация вышеизложенной программы (общий смысл которой — возвращение Валааму его первоначальных функций) позволит обеспечить как возрождение, так и надежное сохранение в будущем этого бесценного историко-культурного и природного комплекса мирового значения».
С 15 по 23 сентября 1988 года была совершена комплексная экспедиция Советского фона культуры на Валаам, целью которой было изучение и выработка рекомендаций по его восстановлению. Члены экспедиции, в которую входили представители Академии наук СССР, министерства культуры РСФСР, совета по делам религий СМ СССР и ряда других организаций, а также Ленинградской епархии, обследовали почти все объекты Валаама. По результатам экспедиции 27 декабря 1988 года на заседании Священного Синода митрополит Ленинградский и Смоленский сообщил о возможности передачи Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Церкви, и было решено в случае осуществления этой возможности «поручить преосвященному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию организацию возобновления монастырской жизни и ремонтно-восстановительных работ, а также духовное окормление обители».
27 июня 1989 года Совет министров РСФСР издал распоряжение, разрешившее Ленинградской епархии принять участие в реставрационно-восстановительных работах и использовании некоторых «памятников истории и культуры Валаамского историко-архитектурного и природного музея-заповедника»
16 октября 1989 года митрополит Алексий сообщил об этом на заседании Священного Синода, который возблагодарил Бога за восстановление монастырской жизни на Валааме.
В том же году группа паломников во главе с митрополитом Алексием (Ридигером) посетила Валаамский монастырь.
14 декабря 1989 года в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита пришвартовалось судно, на борту которого находились первые шесть иноков. С этой даты начинается новая история Валаама.
Поначалу монашествующим пришлось поселиться в гостинице поселка Валам, совершать многочасовые уставные богослужения в почерневших и сырых стенах нижнего храма Спасо-Преображенского собора, всем своим видом напоминавшего о мерзости запустения, десятилетиями царившего на святом месте.
В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Настоятелем, священноархимандритом обители, является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И сейчас, несмотря на свою занятость, Святейший Патриарх почти ежегодно отмечает день памяти основтелей и покровителей обители преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе. Во время посещения Валаамского монастыря Его Святейшество подробно знакомится с жизнью братии как в монастыре, так и в скитах, беседует с братией.
В 1999 году произошло знаменательное событие в жизни обители. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (7/20 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня). Собор составили святые, уже прославленные Церковью, которые в разное время подвизались на Валааме в числе братства, и те, кто приложил много трудов для процветания северной обители.
В том же году состоялась научная конференция «Архив Валаамского монастыря», посвященная 10-летию возрождения обители. В приветственном слове участникам конференции Святейший Патриарх, подчеркнув, что Валаам всегда был хранителем духовной силы, опыта и мудрости, вспомнил о старце Иувиане, с которым так тепло переписывался в детстве: «Знаменательно, что церковноисторическая конференция, посвященная 10-летию возрождения монашеской жизни на Валааме, темой своей работы избрала судьбу архива Валаамского монастыря. Ибо архив? это память, и возрождение монастыря без возвращения к свой памяти, без собирания вновь по крупицам своего прошлого невозможно. Даже в самые трудные годы XX века у Валаама был свой хранитель архива, свой летописец? монах Иувиан (Красноперов), который сумел сберечь бесценные сокровища при эвакуации монастыря в Финляндию. И сегодня необходимо объединить усилия всех, кто любит Валаам, кто может отдать свои силы, знания делу воссоздания архива Валаамского монастыря».
Одной из наиболее почитаемых валаамских святынь является образ преподобных Сергия и Германа, установленный над их ракой. В 1999 году он начал мироточить. По этому случаю Святейшему Патриарху был составлен рапорт, в котором говорилось:
«11 июля 1999 года в день празднования памяти прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, после совместной молитвы с Вашим Святейшеством, вечером икона над ракой преподобных начала мироточить. Сначала миро в виде небольших капель проявилось на мантиях прпп. Сергия и Германа, а спустя некоторое время тонкими струйками стекало в низ иконы. При ближайшем рассмотрении поверхности на иконописных изображениях преподобных можно было заметить множество мельчайших струек мира. Миро представляет собой прозрачную густую маслянистую жидкость с едва заметным благоуханием…».
Истечение святого мира от этого образа дважды наблюдалось и в 2003 году.
Новым этапом в истории возрожденной обители стало создание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, который возглавил Святейший Патриарх Алексий. Совет объединил усилия многих видных российских политиков и предпринимателей, которые, понимая историческую и духовную значимость Северного Афона, содействуют восстановлению и реставрации храмов, скитов и святынь Валаама, участвуют в реализации социальных и благотворительных программ.
Новым этапом в истории возрожденной обители стало создание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Совет объединил усилия многих видных российских политиков и предпринимателей, которые, понимая историческую и духовную значимость Северного Афона, содействуют восстановлению и реставрации храмов, скитов и святынь Валаама, участвуют в реализации социальных и благотворительных программ.
Последнее заседание попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря состоялось в мае 2005 года. Предстоятель Русской Православной Церкви, выступая на этом заседании, отметил, что за три года деятельности Попечительского совета удалось выполнить очень большой по своим масштабам объем реставрационных работ. За истекшие годы полностью отреставрирован храм Валаамской иконы Божией Матери. В этом году будут завершены основные работы по реставрации Спасо-Преображенского собора, восстановлена значительная часть живописных композиций (завершить их восстановление планируется к 2006 году), ведутся дорогостоящие работы по восстановлению интерьера собора и т. д. Патриарх сообщил, что близятся к завершению реставрационные работы в главной святыне монастыря — Спасо-Преображенском соборе.
Освящение соборного храма будет совершено 19 августа, в престольный праздник обители, на Преображение Господне, Предстоятелем Русской Церкви, который в эти дни пребывает на Валааме.
Кроме Спасо-Преображенского собора, практически восстановлены и подготовлены к освящению храмы во имя апостола Андрея Первозванного Воскресенского скита, храм-памятник русским воинам на Смоленском скиту и храм на Святом острове, посвященный одному из великих русских святых преподобному Александру Свирскому. Ведутся реставрационные работы и во многих других скитах.
В заключение, вспомним слово о Валааме Святейшего Патриарха Алексия: «По милости Божией возрождается святыня земли нашей. Вновь возжена лампада в Спасо-Преображенской обители. И вновь, как и прежде, приходят сюда паломники, чтобы получить молитвенную поддержку у преподобных Сергия и Германа, чтобы здесь, в этой святой обители, которая не раз подвергалась опустошению, разорению < > почерпнуть духовные силы для своего жизненного пути».
Литература
1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. 1. Слова, речи, послания, обращения, 1990?1998. М., 1999. Т. 2. Слова, речи, послания, обращения, 1990?1998. М., 2000.
2. Иеродиакон Онуфрий (Маханов). Причал молитв уединенных. Валаамский монастырь и его небесные покровители Сергий и Герман. С-Пб.: Царское дело, 2005.
3. Матвеева. И. К Северному Афону. Из истории паломничества на Валаам // Православный паломник. 2005. N 3.
4. Официальный сайт Валаамского монастыря.