Русская линия
Независимое военное обозрение Александр Бабакин,
Виктор Мясников
18.08.2005 

Прокуратура нашла крайнего
Первым обвиняемым по делу батискафа АС-28 стал командир спасательного судна

Министр обороны РФ Сергей Иванов после спасения экипажа мини-подлодки АС-28 «Приз» пообещал, что «разбор заплывов и ныряний будет проведен очень серьезно. Назначена специальная комиссия по анализу всех действий сил флота, всех должностных лиц Министерства обороны». Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Халатность», и более 20 следователей принялись за работу в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. И первым обвиняемым, как стало известно вчера, стал капитан спасательного судна Тихоокеанского флота (ТОФ) «Георгий Козьмин» капитан 2 ранга Виктор Новиков.

АДМИРАЛАМ БЫЛО ЧТО СКРЫВАТЬ

Помощник командующего ТОФ капитан 1 ранга Александр Косолапов отказался прокомментировать возбуждение уголовного дела в отношении капитана спасательного судна «Георгий Козьмин». Не удалось получить комментарии и в военной прокуратуре флота. А в Главной военной прокуратуре «НГ» рассказали, что 15 августа прокуратура ТОФ возбудила против капитана спасательного судна «Георгий Козьмин» уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). По данным прокуратуры ТОФа, из-за непрофессиональных действий Виктора Новикова во время спасательной операции АС-28 был выведен из строя подводный телеуправляемый аппарат «Веном». По предварительной оценке специалистов, тем самым нанесен военному бюджету ущерб примерно в 10 млн. рублей.

Как рассказал «НГ» известный флотский специалист адмирал Эдуард Балтин, по статье «Халатность» капитан спасателя может получить до трех лет лишения свободы. А комментируя предположения некоторых экспертов, что таким образом в истории с АС-28 найден крайний, Эдуард Балтин отметил: «Это не совсем так. Скорее всего дело в том, что на флоте в настоящее время действительно нередко специалисты работают спустя рукава. Что просто недопустимо — море не прощает малейших ошибок».

Стоит вспомнить, что поначалу флотское руководство стремилось скрыть правду об испорченном аппарате. Командующий ТОФ Виктор Федоров сказал: «Был у нас аппарат „Веном“, который имеет определенные возможности. Но он буквально после второго галса вышел из строя… Такова имеющаяся на вооружении тихоокеанцев техника спасения». Начальник штаба группировки войск и сил на северо-востоке РФ контр-адмирал Александр Витко на пресс-конференции 9 августа высказался не менее резко: «В нашем распоряжении есть рабочий необитаемый аппарат „Веном“, однако он оказался слишком громоздким и неповоротливым для проведения подобных работ».

Только 12 августа начальник Главного штаба ВМФ адмирал Владимир Масорин заявил: «Когда его (аппарат „Веном“. — „НГ“) стали применять, применили неправильно. Испортили наши люди. Причины, которые привели к этому, — наши головотяпство, разгильдяйство и безответственность».

КАК ВЫ СУДНО НАЗОВЕТЕ…

«Испортили» — это о сгоревших в результате броска напряжения четырех мощных компьютерах «Венома». До этого никто из адмиралов не осмелился сказать, что аппарат сожгли неумелые операторы: штатным расписанием на борту «Георгия Козьмина» не предусмотрены обслуживающие «Веном» профессиональные специалисты с высшим образованием. А для управления аппаратом их требуется двое — если работать в одну смену.

Но если говорить о халатности и некомпетентности, то начинать следует с того, что мини-субмарина АС-28 «Приз» предназначена для спасения экипажей затонувших подлодок. А ее использовали для подводных работ. Спасатель «Георгий Козьмин» — специальное судно-носитель мини-подлодок. Их на нем должно быть две — но вторую давно списали. В этой ситуации, без подстраховки, «Приз» вообще не должен погружаться — но приказы адмиралов не обсуждают. Еще два «Приза» должен нести спасатель «Алагез», прибывший к месту аварии, но оба они отправлены в ремонт на неопределенный срок.

Вообще из 14 спасательных мини-субмарин проектов 1855 «Приз» и 18 270 «Бестер» на всех флотах осталось только 4. А после возникновения аварийной ситуации мини-подлодку тут же переименовали в военный батискаф, который якобы совершал штатную работу.

Заместитель главного конструктора ЦКБ «Лазурит» Геннадий Болонин, находившийся на борту АС-28, сказал на пресс-конференции, что для ремонта гидроакустической антенны имелись специальные автономные рабочие снаряды — АРС. «Но эти АРСы давно сгнили — срок прошел, — заявил конструктор. — В свое время было закуплено импортное оборудование, и оно стоит на наших судах — телеуправляемый аппарат. Он и должен был решать нашу задачу, но его уже два года не могут почему-то ввести в строй. Вот и приходится использовать спасательные аппараты».

После катастрофы «Курска» Минобороны закупило на 30 млн долл. глубоководные скафандры, шесть глубоководных аппаратов «Тайгер» и два «Венома» — но не предусмотрело для них штаты с приличной зарплатой, систему обучения и тренинга. И эта халатность — самая первая в цепочке. Один «Тайгер» утопили, когда обследовали затонувшую подлодку К-159. Один «Веном» спалили, когда спасали АС-28. Кто на очереди?

http://nvo.ng.ru/forces/2005−08−19/3_batiskaf.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика