Спасение экипажа батискафа АС-28 по какому-то странному совпадению произошло накануне пятилетнего трагического юбилея -" 12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла авария атомной подводной лодки «Курск». Тогда погибли 118 человек… С самого начала катастрофа породила множество самых невероятных версий, слухов, активно использовалась в политических игрищах. Что же теперь, спустя пять лет, известно о том, что происходило на борту «Курска» и вокруг него? Вот краткая хронология событий.
12 августа
11.30 -" норвежский сейсмический институт зарегистрировал два сильных взрыва в Баренцевом море.
23.30 -" из-за невыхода на связь в установленное время АПЛ «Курск» считается аварийной, начата операция по поиску и спасению подводной лодки.
13 августа
04.30 -" обнаружена подводная лодка, лежащая на грунте. Корабли и спасательные суда прибыли в район аварии.
07.00 -" об аварии и начале спасательных работ доложено президенту РФ.
14 августа
11.09 -" первое официальное заявление ТВ-канала РТР о том, что АПЛ «Курск» легла на грунт в Баренцевом море, ядерное оружие на борту лодки отсутствует. Неофициальный запрос со стороны Норвегии о радиационной обстановке и о возможности оказания помощи.
15 августа
Официально предложена помощь зарубежными военными атташе Норвегии и Великобритании. Командование флота сообщило о готовности принять любую иностранную помощь.
16 августа
Английский глубоководный аппарат LR-5 доставлен в норвежский порт Тронхейм российским самолетом Ан-124. Из-за необходимости использования судна обеспечения для работы LR-5 и связанной с этим задержкой Норвегия предложила своих глубоководных водолазов. Телефонный разговор президентов США и России.
17 августа
Судно обеспечения «Норманд Пионер» с аппаратом LR-5, группой спасателей и представителей ВМС Великобритании убыло из Тронхейма в район аварии. В США подготовлен к отправке глубоководный спасательный аппарат DSRV. Официально предложена помощь со стороны Германии и Нидерландов. В Брюсселе состоялась встреча представителей командования ВМФ России и НАТО.
18 августа
Судно «Сивей Игл» с группой водолазов международной компании «Столт Офшор» и представителями вооруженных сил Норвегии вышло из Тромсе и направилось в район аварии.
19 августа
Поздно вечером суда «Норманд Пионер» и «Сивей Игл» прибыли в район аварии. В связи с продолжающейся работой российских глубоководных аппаратов на месте аварии для обеспечения безопасности начало работ запланировано на утро следующего дня.
20 августа
Рано утром произведено обследование АПЛ «Курск» с судна «Сивей Игл» необитаемым аппаратом. Во второй половине дня глубоководные водолазы компании «Столт Офшор» опустились к подводной лодке, обследовали люк и подавали сигналы с целью выяснения наличия живых людей на лодке. Ими подтверждено повреждение люка, в связи с чем использование английского аппарата LR-5 признано нецелесообразным. Вечером предприняты попытки открыть люк. Водолазы-инструкторы с судна «Сивей Игл» доставлены вертолетом на аналогичную подводную лодку «Орел» в одной из баз Северного флота для изучения конструкции и путей открытия спасательного люка.
21 августа
Утром водолазы открыли верхний аварийный люк шлюзовой камеры, к полудню был открыт нижний люк камеры. Подтверждено, что экипаж подводной лодки погиб. В связи с тем, что контракт с компанией «Столт Офшор» норвежскими ВС заключен на проведение спасательной операции, которая считается законченной после открытия спасательного люка, и подтверждения гибели всего экипажа, дальнейшие работы остановлены. Вечером начаты переговоры командования флота с компанией о продолжении работ с целью снятия тел погибших моряков с лодки. Компания отказалась продолжать такие работы.
«Протянем еще не более суток»
Лишь в октябре 2000 года водолазы наконец смогли попасть на борт подводного крейсера. После доставки тел погибших к работе приступили судмедэксперты Северного флота, были привлечены специалисты из Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны в Москве, а также Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.
Итогом их работы стало опознание 115 тел. Останки еще трех членов экипажа, находившихся в момент взрыва торпед в 1-м отсеке «Курска», обнаружить не удалось.
Практически у всех 23 членов экипажа «Курска», уцелевших после взрывов торпед и перешедших по приказанию командиров в 9-й кормовой отсек, концентрация карбоксигемоглобина (то есть гемоглобина, связанного с молекулой угарного газа) в крови составляла 90-«100%, что свидетельствовало о прижизненном отравлении людей угарным газом высокой концентрации и их смерти в течение нескольких секунд. Передние поверхности тел офицеров были сильно обгоревшими, остальные тела не имели признаков воздействия огня -» видимо, командиры первыми бросились гасить пламя, однако вскоре все моряки погибли от выделения продуктов горения.
Исходя из того, что на одной из записок командира 7-го отсека капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова стояло указание времени ее написания -" 15.45, судмедэксперты пришли к выводу, что смерть последних остававшихся в живых членов экипажа «Курска» наступила в промежутке между 15.45 и 19.28. В записке, написанной уже командиром 8-го отсека капитан-лейтенантом Сергеем Садиленко, сказано: «Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО… Давление в отсеке 0,6 кг/м2… При выходе на поверхность не выдержим компрессию… Протянем еще не более суток…»
Версии
1 Поврежденная американская подводная лодка класса «Лос-Анджелес» пришла на норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн 19 августа, то есть через неделю после гибели «Курска». Быстро возникла версия о том, что она столкнулась с «Курском», отчего на нем взорвались боеприпасы. В подтверждение этой версии ссылались на то, что директор ЦРУ Джордж Теннет прибыл в Москву якобы для того, чтобы «замять» эту историю.
2 Столкновение было, но не с американской подводной лодкой. В катастрофе обвинили британскую атомную подводную лодку типа «Трафальгар».
Существует и множество других, самых экзотических версий -" в происшедшем обвиняют даже НЛО, ичкерийские террористы объявляли происшедшее своей успешной диверсией.
Но, по официальной версии, причиной трагедии стал взрыв в торпедном отсеке.
Мнение
Капитан 1-го ранга запаса Михаил Тужиков, подводник с 27-летним стажем, один из сторонников версии о столкновении: «…Если удастся прекратить эту „холодную войну“ под водой… Ведь лодки бьются постоянно. Наша лодка как-то в Тунисском проливе стукнулась в американскую, у нас скула помята, а они аварийно всплыли и пошли на базу. Но тогда была четко выраженная конфронтация. А сейчас отношения вроде нормальные, но американские и английские подлодки на наших полигонах пасутся, как и раньше».
http://www.tribuna.ru/material/120 805/8−1_print.shtml