Труд | Валерий Коновалов | 13.08.2005 |
Необычность этого поста не только в его принадлежности к другому, в сравнении с календарем, времени года. Несколько столетий в древней Церкви были разногласия и о продолжительности его, и о регламенте. Только в 1166 году на Константинопольском соборе специально был определен именно тот порядок проведения Успенского поста, который и сегодня действует. Однако некоторая загадочность и яркое своеобразие по-прежнему ему присущи.
Прежде всего эти две постные недели насыщены удивительными церковными праздниками, которые обрамляют и связуют весь Успенский пост. В народе их называют тремя Спасами.
14 августа, в первый день поста, празднуется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Это точное церковное название праздника может ввести в заблуждение не очень сведущего человека. Ведь «происхождение» в этом случае — неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. В этот день в храмах состоится вынос Креста и поклонение ему, а также освящение воды и меда, отсюда и народное название — Медовый Спас.
19 августа — большой церковный праздник — Преображение Господне. И тут есть своя загадка. Ведь если придерживаться евангельской хронологии, то праздновать это событие надо бы в феврале. Однако Церковь решила развести во времени скорбные великопостные дни и торжество Преображения. В этот день в храмах освящаются плоды и ягоды, а в России преимущественно яблоки, потому и называют праздник Яблочным Спасом.
И, наконец, на следующий день по завершении Успенского поста, 29 августа, — третий Спас, который называют Спасом на холсте, а также и хлебным, и ореховым. Это празднество в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного изображения Иисуса Христа. Причудливым образом в нашей народной традиции история о приключениях священного полотна переплелась с обычаем проводить в это время торги полотен. Бытовала и поговорка: «Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продавать».
А сам пост завершается 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы. К этому событию он, собственно, и приурочен. Успение означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Это день, когда Мать Иисуса Христа скончалась. И тут тоже для многих загадка. Остальные многодневные посты завершаются каким-то радостным событием. И в этом особый смысл: радость после скорби и самоограничений. Успенский же пост завершается смертью. Но Успение при этом считается праздником. Почему?
— Христианское отношение к смерти, — говорил мне епископ Венский и Австрийский Илларион, — радикальным образом отличается от отношения к смерти, распространенного среди неверующих и маловерующих людей. Для Богородицы смерть была переходом к жизни вечной, когда ее душа всецело соединилась с Богом, с ее возлюбленным Сыном. И для нас Успение — это не какое-то траурное событие, а церковный праздник, которым мы празднуем завершение земной жизни той из женщин, которая взошла на самые вершины человеческой святости и которую никто в святости не превзошел.