Русская линия
Труд Валерий Коновалов13.08.2005 

Три Спаса
14 августа у православных начинается Успенский пост

Хотя и не время еще прощаться с летом, но вот свой августовский пост христиане по традиции считают уже осенним. Так, во всяком случае, повелось с самого первого упоминания об Успенском посте в 450 году. Тогдашний глава христианской Церкви Лев Великий в одной из своих бесед говорил: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны — весенний пост в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени — осенний, для зимы — зимний».

Необычность этого поста не только в его принадлежности к другому, в сравнении с календарем, времени года. Несколько столетий в древней Церкви были разногласия и о продолжительности его, и о регламенте. Только в 1166 году на Константинопольском соборе специально был определен именно тот порядок проведения Успенского поста, который и сегодня действует. Однако некоторая загадочность и яркое своеобразие по-прежнему ему присущи.

Прежде всего эти две постные недели насыщены удивительными церковными праздниками, которые обрамляют и связуют весь Успенский пост. В народе их называют тремя Спасами.

14 августа, в первый день поста, празднуется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Это точное церковное название праздника может ввести в заблуждение не очень сведущего человека. Ведь «происхождение» в этом случае — неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. В этот день в храмах состоится вынос Креста и поклонение ему, а также освящение воды и меда, отсюда и народное название — Медовый Спас.

19 августа — большой церковный праздник — Преображение Господне. И тут есть своя загадка. Ведь если придерживаться евангельской хронологии, то праздновать это событие надо бы в феврале. Однако Церковь решила развести во времени скорбные великопостные дни и торжество Преображения. В этот день в храмах освящаются плоды и ягоды, а в России преимущественно яблоки, потому и называют праздник Яблочным Спасом.

И, наконец, на следующий день по завершении Успенского поста, 29 августа, — третий Спас, который называют Спасом на холсте, а также и хлебным, и ореховым. Это празднество в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного изображения Иисуса Христа. Причудливым образом в нашей народной традиции история о приключениях священного полотна переплелась с обычаем проводить в это время торги полотен. Бытовала и поговорка: «Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продавать».

А сам пост завершается 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы. К этому событию он, собственно, и приурочен. Успение означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Это день, когда Мать Иисуса Христа скончалась. И тут тоже для многих загадка. Остальные многодневные посты завершаются каким-то радостным событием. И в этом особый смысл: радость после скорби и самоограничений. Успенский же пост завершается смертью. Но Успение при этом считается праздником. Почему?

— Христианское отношение к смерти, — говорил мне епископ Венский и Австрийский Илларион, — радикальным образом отличается от отношения к смерти, распространенного среди неверующих и маловерующих людей. Для Богородицы смерть была переходом к жизни вечной, когда ее душа всецело соединилась с Богом, с ее возлюбленным Сыном. И для нас Успение — это не какое-то траурное событие, а церковный праздник, которым мы празднуем завершение земной жизни той из женщин, которая взошла на самые вершины человеческой святости и которую никто в святости не превзошел.

http://www.trud.ru/006_Sbt/200 508 131 480 102_.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика