Независимое военное обозрение | Валентин Рог | 12.08.2005 |
АКСИОМЫ — ОТКРЫТЫЕ И ВЫСТРАДАННЫЕ
Отмечу, что еще до рождения отечественных ВВС и в пору их младенческого существования закладывались фундаментальные теоретические основы построения и применения нового вида Вооруженных сил страны. Так, еще в декабре 1909 года видный русский ученый князь Борис Голицын подготовил доклад «Об общих директивах для правильной постановки дела воздухоплавания», в котором, в частности, указал на то, что правительства ведущих в ту пору государств мира «видят в воздушных кораблях будущее могучее средство обороны и наступления». Особо подчеркивалось, что «все преимущества при столкновении с врагом» получит держава, у которой «будет в руках это новое оружие нападения и обороны».
Хочу обратить внимание читателей и на увидевшие свет в 1919 году «Наставления по применению авиации в войне». В нем содержится наряду с прочими следующее фундаментальное положение: «В современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе».
В истории наших ВВС много славных ярких страниц. Но немало и черных. Последние — по большей части — связаны с ошибками и просчетами в организации управления и использования боевой авиации. К примеру, поражения Красной армии в начальном периоде Великой Отечественной войны были обусловлены тем, что враг тогда фактически властвовал в небе. Причем это было обусловлено в немалой степени распылением и без того малочисленной бомбардировочной и штурмовой авиации по общевойсковым армиям, что исключало массированное ее применение в решающий момент на главном направлении.
Положение начало в корне меняться после приказа наркома обороны СССР от 5 мая 1942 года, определившего решительный переход от децентрализованного к централизованному управлению объединениями ВВС РККА. В соответствии с ним с мая по ноябрь 1942 года из общевойсковых армий вывели авиационные части и соединения. Вся авиация фронтов теперь входила в состав воздушных армий, которые включали, как правило, однородные авиационные дивизии.
Одновременно шло постоянное наращивание резервов Ставки Верховного главнокомандования. С осени 1942 года и до конца войны были сформированы 30 авиационных корпусов и 27 отдельных авиационных дивизий, вооруженных самолетами новых типов. Создается Авиация дальнего действия (АДД), подчиненная непосредственно ВГК. Такая реорганизация в сочетании с выполнением ряда других важных мероприятий сыграли решающую роль в завоевании стратегического господства в воздухе советскими ВВС к лету 1943 года.
УДАР ОТ СВОИХ
Позволю себе прервать хронологически последовательное изложение и забежать на несколько десятков лет вперед. Какую бурю негодования вызвали преобразования в оргструктуре Вооруженных сил РФ в конце 1990-х — начале 2000 годов! Многим военачальникам и политикам казалось немыслимым упразднение двух видов ВС — Ракетных войск стратегического назначения и Войск противовоздушной обороны. Между тем никто из них почему-то не задался вопросом: по какой такой причине трехвидовая структура доныне является типовой для вооруженных сил ведущих западных государств (это и США, и Франция, и Великобритания, и Германия)?
Однако вновь вернемся на полвека назад. В течение девяти послевоенных лет (1945−1954 г.) Вооруженные силы СССР качественно укреплялись. В отношении ВВС это проявилось в поступлении реактивных самолетов; испытаниях ядерного оружия; в активной разработке высокоточного оружия (ВТО) различных классов («воздух-воздух», «воздух-поверхность», «воздух-корабль», «поверхность-поверхность»). Одновременно с этим совершенствовалась, развивалась система подготовки военно-научных кадров.
С приходом к руководству Советским Союзом Никиты Хрущева и его соратников вопреки опыту Великой Отечественной войны, опыту строительства вооруженных сил в нашей стране и в других государствах постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 27 мая 1954 года вводится должность главнокомандующего Войсками ПВО страны в ранге заместителя министра обороны. Таким образом трехвидовая структура ВС СССР волюнтаристски преобразуется в четырехвидовую: Сухопутные войска, ВМФ, ВВС, Войска ПВО. В воздушном пространстве Советского Союза устанавливается своеобразное двоевластие: за ход и исход военных действий в единой физической сфере вооруженной борьбы — воздушном пространстве — фактически стали отвечать и главнокомандующий ВВС, и главнокомандующий ПВО.
Ярким примером недопустимости подобного положения служит беспрецедентный полет 28 мая 1987 года молодого немецкого летчика Руста на учебном самолете Цесна-182, стартовавшем на аэродроме в южной части Финляндии, беспрепятственно пролетевшем через Ленинградскую и Московскую зоны ПВО и совершившего посадку на Красной площади, в самом сердце советской столицы. Руст летел в течение нескольких часов на малой высоте и небольшой скорости, и его машина не была перехвачена ни средствами ПВО, ни средствами ВВС.
Случившееся тогда, 18 лет назад, подтверждает: ответственность за безопасность отечественного неба должен нести один вид ВС, а именно — Военно-воздушные силы. Они способны решительно наступать на всю глубину ТВД и упорно, эффективно обороняться под единым командованием; им принадлежит решающая роль в завоевании господства в воздухе — важнейшей составной части вооруженной борьбы в условиях применения обычных средств поражения.
Вновь отмечу: пример военного строительства ведущих стран мира показывает, что ядром ВС были, есть и останутся на обозримую перспективу сухопутные войска, военно-морские и военно-воздушные силы.
Невольно встает и очередной вопрос: почему, например, в США и в странах НАТО в оргструктурах ВС нет самостоятельного вида — ПВО? Разве военно-политическое руководство, допустим, Франции, ФРГ или Великобритании недооценивает значимость сил и средств ПВО в обеспечении национальной безопасности в военной сфере? Нет, напротив, там делается все возможное, чтобы ПВО была самой современной и самой эффективной, надежно обеспечивала защиту жизненно важных центров и районов страны от ударов самолетов, высокоточных КРМБ и КРВБ противника и других более совершенных средств воздушного нападения.
Ответ на поставленный вопрос — один: опыт войн и учений, результаты исследований доказывают, что ответственность за небо, как и другие физические сферы вооруженной борьбы, должна быть сосредоточена в одних руках, под единым командованием, ибо небо над любой страной мира одно. Его нельзя раздавать по кускам ответственности, как нельзя иметь в командирской рубке корабля двух равных капитанов. При дроблении ответственности (старшинства) за безопасность неба можно в короткое время отдать его врагу. История войн XX века — самое убедительное тому свидетельство.
Между тем после создания Войск ПВО военно-политическое руководство СССР во главе с Хрущевым стало на путь по существу разрушения Военно-воздушных сил. Подтверждают это следующие события.
Директивой министра обороны СССР # 30 660 от 29 апреля 1956 года ликвидируется штурмовая авиация (ША) — основной род авиации для осуществления поддержки Сухопутных войск с воздуха, без которой они, как показали сражения Великой Отечественной, не могли вести успешные военные действия. Если в 1941 году при нанесении контрударов и в контрнаступлении под Москвой темпы нашего продвижения вперед составляли не более 3−5 км в сутки, то к 1945 году они в ходе наступательных операций достигали 20−30 км в сутки, то есть увеличились в 6−7 раз, поскольку ША в достаточной мере смогла выполнять задачи авиационной поддержки наземных частей и соединений Красной армии.
Штурмовая авиация начала возрождаться только в феврале 1980 года: в Закавказском военном округе был сформирован первый авиаполк на самолетах Су-25. И это случилось более чем через четверть века после безосновательной ликвидации ША как рода авиации в ВВС Советского Союза.
ПЯТЫЙ ВИД
В сентябре 1954 года на полигоне Тоцкое с дальнего бомбардировщика Ту-4 впервые в СССР была сброшена ядерная бомба. С той поры Дальняя авиация (ДА) становится основополагающей составляющей СЯС СССР: в 1958 году в нее вошли первые соединения баллистических ракет с ядерными зарядами (43-я и 50-я воздушные армии ДА, сформированные в 1946 году).
Таким образом, в 1958 году, через 17 лет после образования (1941 год) третьего вида Вооруженных сил СССР — ВВС, последние сосредоточили в своем составе все компоненты стратегического ядерного оружия: и бомбы, и КРВБ, и баллистические ракеты.
Следовательно, Военно-воздушные силы СССР, с одной стороны, явились родоначальником СЯС, а с другой стороны — стали основой для строительства Ракетных войск стратегического назначения — вида ВС, не имевшего аналога ни в одной стране мира. В состав формируемых РВСН были переданы 17 инженерных полков, переформированных из авиаполков Дальней авиации; управления 43-й и 50-й ВА ДА с фондами; три управления авиадивизий ДА.
Но вот что интересно: в США не создавался новый супердорогой вид вооруженных сил, подобный РВСН. Но от этого Соединенные Штаты не перестали быть ядерной сверхдержавой. На этом американцы сэкономили большие средства. Советскому примеру последовал только Китай.
А Хрущев сделал основную ставку на решение вопросов мира и войны с помощью прежде всего РВСН. При этом в 1961 году он заявил, что самолеты-бомбардировщики в случае войны будут все или почти все уничтожены противовоздушной обороной противника. Основанием для такого заявления явился «эксперимент» в одном из НИИ ВВС. При подготовке «эксперимента» на заранее известных маршрутах и высотах полета новейших по тому времени реактивных бомбардировщиков Ил-28 (без экипажей) расставили средства ПВО. Большинство машин, естественно, были сбиты. После чего принимается решение об упразднении фронтовой бомбардировочной авиации (ФБА).
Однако и через полтора десятка лет после смещения Хрущева, в начале 1980 года советские ВВС подверглись очередному «реформированию». Суть его заключалась в том, что воздушные армии ФА были реорганизованы в ВВС военных округов, которые, в свою очередь, были разделены на фронтовой и армейский комплекты. Это привело к полной децентрализации управления ВВС, что, как известно, явилось одной из основных причин поражения советских ВВС в начальный период Великой Отечественной войны.
Кроме этого, было расформировано командование ДА, распущены отдельные ТБАК и осуществлен ряд других мероприятий, приведших к значительному снижению национальной безопасности страны в военной сфере.
А ведь тогда во взаимоотношениях между США и СССР был критический период, когда ядерное сдерживание осуществлялось не только поддержанием высокой боевой готовности МБР, выполнением боевого патрулирования атомных ракетных лодок в океане (море), но и путем боевого дежурства в назначенных зонах (полетами по назначенным маршрутам) определенного числа стратегических самолетов с ЯО на борту.
Боевое дежурство в воздухе самолетов ДА продолжалось в течение 26 месяцев (с января 1985-го по апрель 1987 года). Об интенсивности полетов на боевое патрулирование свидетельствует общий налет советских Ту-95М, выполнявших данную задачу, — 1224 часа (самолетов-заправщиков — 755 часов). Экипажи стратегических самолетов Ту-95М находились в назначенных зонах по 16 и более часов.
РУКОВОДСТВУЯСЬ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ
«До 1 января 1999 года преобразовать Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в вид Вооруженных сил Российской Федерации — Военно-воздушные силы…» Это строки из Указа президента РФ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Он положил начало решению важнейшей проблемы военного строительства в России: вначале переход от пятивидовой оргструктуры наших ВС — самой затратной и единственной в мире — к четырехвидовой: РВСН, СВ, ВВС, ВМФ, а затем — и к трехвидовой (СВ, ВВС, ВМФ).
Но прежде всего был создан качественно новый вид Вооруженных сил — Военно-воздушные силы — на основе интеграции двух видов ВС в один, что у нас в Отечестве осуществлялось впервые.
Задачи преобразованных ВВС можно сформулировать таким образом: Военно-воздушные силы — это вид ВС, предназначенный для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важных объектов страны и группировок войск (сил), поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, а также для обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.
Для реализации такого предназначения российские ВВС имеют теперь все необходимое: авиацию, зенитно-ракетные и радиотехнические войска, а также специальные войска. Важность подобного боевого состава обуславливается еще и тем, что общая протяженность границ России превышает 60 тыс. км. Столь гигантские рубежи не прикроют ЗРК. Это можно сделать с определенной достоверностью общими усилиями ИА и ЗРК при надежной работе радиотехнических войск и АСУ.
Преобразованные ВВС успешно функционируют. Это подтверждается практикой, опытом крупных учений. Не забудем также, что в современных условиях и в обозримой перспективе стратегическим средством сдерживания следует считать не только ядерное оружие, но и ВТО большой дальности класса «воздух-поверхность» («воздух-корабль»), «поверхность — поверхность», («корабль-поверхность) в обычном снаряжении, а именно КРМБ и КРВБ средней и большой дальности. Высказанное положение приобрело большую значимость после подписания президентом США 23 июня 1999 года закона о развертывании национальной ПРО (НПРО). Одним из вариантов реагирования с нашей стороны на этот закон является довооружение ДА высокоточными крылатыми ракетами, имеющими не только большую дальность полета на предельно малых высотах, но и предельно минимальную (в современных условиях) эффективную отражающую поверхность (ЭПР). Подобными КРВБ Дальняя авиация будет способна наносить эффективные авиационные удары по важным объектам тыла потенциального агрессора.
Военно-воздушные силы России были, есть и будут видом Вооруженных сил, без целенаправленного развития которых невозможно отразить широкомасштабную агрессию, гарантировать победу ни в малой, ни в большой войне.