Русская линия
Красная звезда Александр Тихонов08.08.2005 

76 часов мужества

Итак, трагедии у берегов Камчатки удалось избежать. Батискаф Тихоокеанского флота АС-28, запутавшийся в брошенных браконьерами рыболовных сетях и зацепившийся за антенну системы берегового наблюдения в бухте Березовая, благодаря слаженной работе наших и британских спасателей удалось вырвать из морской пучины. Все семеро членов экипажа мини-подлодки — капитан первого ранга Валерий Лепетюха, капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский, старший лейтенант Александр Иванов, старший мичман Сергей Белозеров, старший мичман Анатолий Попов, мичман Александр Уйбин, а также заместитель главного конструктора ЦКБ «Лазурит» Геннадий Болонин — живы, их жены и дети, родные и друзья — счастливы. Однако до тех пор, пока не будут сделаны все выводы из ЧП, едва не обернувшегося гибелью экипажа, страничку истории с батискафом перелистывать нельзя.


Выводы будут — Верховный Главнокомандующий Владимир Путин поручил министру обороны провести полное расследование всех обстоятельств инцидента. Врио главкома ВМФ РФ, начальнику главного штаба флота адмиралу Владимиру Масорину поручено возглавить комиссию по расследованию инцидента.
«Разбор заплывов и ныряний будет проведен очень серьезно. Мы назначили специальную комиссию, рабочую группу, называйте ее как хотите, по анализу всех действий сил флота, всех должностных лиц Министерства обороны. Работу этой комиссии возглавит адмирал Масорин», — сообщил министр обороны РФ Сергей Иванов.
В результате работы комиссии все должно стать ясным до мелочей. Но даже сейчас, как представляется, некоторые из уроков и выводов лежат не под толщей океанских вод, а на поверхности.
Во-первых, Россия перестанет быть морской державой, если продолжит экономить на нуждах ВМФ. Да, флот, как и Вооруженные Силы в целом, — вещь для страны чрезвычайно накладная, не каждое государство может себе позволить их содержать. Однако государства российского без сильной армии просто не будет. И если уж решено, что флоту России — быть, то финансирование его должно быть не частичным, а стопроцентным от потребности. Чтобы каждый корабль, каждое спасательное средство было готово к применению. Чтобы они — новые корабли и современные спасательные аппараты — вообще были у моряков. Оставаться на плаву частично невозможно — либо плывешь, либо тонешь, и частичную готовность к походу или к использованию спасательных средств (тем более частичное их наличие) море не прощает…
Второй вывод: русским морякам по-прежнему не занимать мужества. Они, как и раньше, способны не дрогнуть перед смертельной опасностью, проявить эталонную выдержку и успешно действовать в экстремальной ситуации. Члены экипажа батискафа написали предсмертную записку, но панике не поддались. Не случайно министр обороны РФ Сергей Иванов заявил о том, что будет ходатайствовать перед Верховным Главнокомандующим о награждении экипажа спасенного батискафа АС-28, а также всех активных участников спасательной операции.
Человеческий фактор позволил найти выход из положения. Но давайте будем честными: именно этот фактор «нашел» туда вход. Ведь не только на флоте младшие и даже старшие офицеры чуть ли не круглосуточно стараются отогнать от себя навязчивую идею о хлебе насущном для своих семей. Им приходится просчитывать варианты, где бы подработать или у кого бы занять до следующей получки, чтобы «экипировать» ребенка к школе, чтобы заплатить хозяину за поднаем угла, чтобы залатать другие дыры семейного бюджета. А ведь в это время в офицерской голове должны быть мысли исключительно о службе, о том, как ее сделать безопасной для своих подчиненных, как научить их мастерски владеть оружием и техникой, исключить «дедовщину» и т. д. В это же самое время «человеческий фактор» в тех ведомствах, которые расписывают госбюджет, решает, что выделенных на национальную оборону средств, в общем-то, достаточно. Боевые походы кораблей и взлеты боевых самолетов с экипажами, члены которых мыслями остаются на грешной земле, в сплошных бытовых проблемах, превращаются в рисковые предприятия.
Нормальный спрос за четкое исполнение служебных обязанностей в такой ситуации становится проблематичным.
Впрочем, огульно обвинять всех творцов бюджета в недостаточном финансировании военных расходов, конечно, неправильно. Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, к примеру, отметил, что произошедшее еще раз подтверждает, что безопасность страны не должна обеспечиваться за счет подобного риска жизням военнослужащих в мирное время. «Главный вывод, который надо сделать всем из этой истории, — это понять, что любые операции по обеспечению национальной безопасности нашей страны должны проводиться только в том случае, когда есть двойной и даже тройной запас прочности и уверенность, что никакое ЧП не случится», — считает он. «Даже если происходит подобная авария, то наши Вооруженные Силы должны быть оснащены и соответствующими техническими средствами, и кадрами, которые бы могли действовать быстро, четко и эффективно, чего до сих пор нет», — заявил Косачев.
Остается только надеяться, что при рассмотрении бюджета Минобороны на следующий год эти замечания Косачева учтут и другие депутаты, декларирующие необходимость заботы об армии вообще и о людях в погонах в частности.
Вывод третий сводится к тому, что боевое братство на флоте — это не фикция, не только красноречивое благозвучие на приемах «в честь и по случаю» на бортах флагманов. Морское братство — это готовность и способность спасти попавших в беду коллег. И хорошо, что в экстренном случае на море нам есть на кого опереться. Готовность оказать помощь терпящему бедствие экипажу сразу выразили Япония, США, Британия, Украина. Японцы, американцы и англичане направили на Камчатку своих спасателей. За это мы им благодарны. Британцы со своим высокотехнологичным «Скорпионом» оказались первыми. Успешная профессиональная работа спасателей-англичан в очередной раз напомнила миру, что Британия, как и мы, — великая морская держава…
Вывод четвертый: партнерство, союзнические отношения с ведущими мировыми державами гораздо более продуктивны, чем конфронтация. В современном мире многим и во многом хочется быть независимыми. Однако взаимосвязь и взаимозависимость между всем и вся на планете становится все теснее. Находись Россия в этот момент с Британией или США в раздрае — и прощай, подлодка, прости, экипаж… Слава Богу, мужество наших подводников было вознаграждено их спасением.

http://www.redstar.ru/2005/08/0908/101.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика