Русская линия
ТрудСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 06.08.2005 

Диалог при свете «Лампады»
Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

— Почему верующие граждане лишены у нас возможности организованно отстаивать свои права? Почему у нас не может быть партий на религиозной основе? У нас любят ссылаться на весь цивилизованный мир, но там как раз действуют, и весьма эффективно, христианско-демократические и прочие партии религиозного толка. А мы чем хуже? Какова позиция церкви по этому вопросу и ваша лично?

Анатолий ЗЕМЦОВ, Московская область.

— Уважаемый Анатолий! Любая партия создается для политической борьбы в интересах той или иной общественной группы, класса. Церковь же в своей ограде объединяет людей, занимающих самое разное положение в обществе и придерживающихся самых различных политических убеждений, за исключением таких, которые явно противоречат православному вероучению. И потому создание партии «на религиозной основе» является делом достаточно сложным и, по всей видимости, в наших условия малоперспективным, о чем, кстати сказать, свидетельствует и практика последнего десятилетия — я имею в виду низкую поддержку избирателями российских христианских демократов на выборах в Государственную Думу в 90-х годах прошлого века. Очевидно, что религиозный фактор для наших граждан не является определяющим при политическом выборе.

Другое дело — создание общественных организаций, объединяющих политиков, общественных деятелей, представителей деловых кругов, приверженных основным принципам христианской морали. Такие организации могли бы координировать их деятельность в интересах церкви и всего нашего народа, 80 процентов которого идентифицируют себя с православной культурной традицией. В целом же церковная позиция по интересующему вас, Анатолий, вопросу изложена в соответствующем разделе «Основ социальной концепции Русской православной церкви», принятых на Архиерейском Соборе в 2000 году.

— Можно ли расценивать природные катаклизмы как знамение времени? Если это действительно так, то о чем стоит задуматься, встречаясь с катастрофическими событиями? Какого рода предупреждения могут скрываться за всем этим?

Лилия СУХОВА, Волгоград.

— Как люди верующие мы знаем, что все в мире совершается по воле Божией, и происходящие природные катастрофы являются, конечно же, Божиими знамениями, предупреждающими о глубоком кризисе, прежде всего духовном, в котором находится современное человечество. Было бы легкомыслием объяснять эти страшные явления случайным действием слепой стихии. И задуматься тут следует о многом. Почему, например, во всем мире, и прежде всего в странах с глубокими христианскими корнями, происходит забвение Божиих заповедей? Почему попираются традиционные нравственные ценности? Почему блуд воспринимается уже не как плотский грех, но становится всеобщей нормой? Почему человеческая цивилизация, отвергая заповеданные Богом нравственные начала, утверждается в грехе, ведущем к погибели? Задуматься для того, чтобы понять: что же нам делать?

Прежде всего — не впадать в уныние и отчаяние. Вспомним об одной из таких катастроф, описанных в Библии, — гибели Содома и Гоморры. Господь был готов пощадить эти города ради хотя бы десяти праведников, но среди местных жителей не нашлось ни одного. Этот пример показывает, насколько важно для человечества присутствие в его среде христиан, которые и должны быть теми праведниками, ради которых Господь может отвратить свой гнев от находящегося во грехе мира. Христиан, конечно же, не по названию только, но по самой сути, христиан, которые не оставляют своего «христианства» в стенах храма, но всегда и везде руководствуются прежде всего нормой веры, христиан, соизмеряющих все свои дела и мысли с нравственным учением Христа. Мы должны быть «солью земли», сохраняющей ее от разложения, и «светом миру», чтобы все, кто рядом с нами, видели этот свет в наших добрых делах и «прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5, 13−16).

— Прочитали в газете «Труд» о вашей книге «Слово пастыря» и очень бы хотели ее приобрести. Однако ни в магазинах, ни в церковных лавках обнаружить ее не удалось. Говорят, что даже в Москве найти эту книгу непросто. Как быть? Куда обратиться?

БОРИСОВЫ, Новосибирск.

— Прежде всего хочу поблагодарить вас за интерес к «Слову пастыря» — книге, работа над которой стала важной частью моего пастырского делания. Действительно, 10 000 экземпляров, а именно таким был тираж первого издания, разошлись в течение четырех месяцев, и приобрести «Слово пастыря» было достаточно сложно даже в Москве. Это побудило меня переиздать книгу, и теперь она есть в большинстве российских епархий, в том числе и Новосибирской. Однако если по каким-либо причинам вам не удалось ее найти в церковных лавках или книжных магазинах, сообщите ваш адрес по телефону (8−095) 955−67−53 или по электронной почте ma1@km.ru и вы получите ее по почте наложенным платежом.

http://www.trud.ru/006_Sbt/200 508 061 440 303_.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru