Русская линия
Радонеж Александр Богатырев06.08.2005 

О Бабе Яге или Леший с вами, дорогие товарищи!

Великим пророческим даром обладал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Он не столько высмеивал пороки современных ему начальников, сколько прозревал «бесчинства и неистовства» их грядущих собратьев.

Глядя на последние подвиги ярославского губернатора Лисицина, невольно вспоминаешь его коллегу виконта дю Шарио из «Истории Одного Города». При нем, как пишет автор, народ забыл истинного Бога и прилепился к идолам. И если при виконте пришлось доставать из архива, отправленных туда при Владимире Красное Солнышко Перуна и Волоса, то г-н Лисицын решил с архивом не связываться, а учредить на вверенной ему территории культ Бабы Яги, Водяного и Кикиморы. Начал он с Пошехонья. Очевидно, памятуя об особой любви к нему писателя Щедрина. Этот чудный край губернатор посвятил «хозяину рек пошехонских», сиречь Водяному. Старинное село Кукобой приказал считать родиной Бабы Яги. Кикиморе решил господин Лисицин отдать Данилов. Но с Кикиморой что-то не заладилось. Местные начальники, в отличие от областных, не всегда спешат брататься с нечистой силой. Мало чести быть в родстве с болотной нечистью да и небезопасно. А потом прозовут в народе «кикиморой» и навек прилипнет срамная кличка. На кикимору не грех и все беды повесить. Как районные, так и областные Чего с нее взять, с кикиморы…

Но чтобы не озлить губернатора и поддержать его в раже учреждения новых праздненств, решили даниловцы сами придумать торжество. Да такое, чтоб губернатору пришлось по вкусу, и чтоб праздновали его во всегубернском масштабе. А, если удастся, то выйти на всероссийский уровень.

Долго думали даниловцы, что в их краю такое есть, чего у других не водится. И вспомнили — есть такая штука! Красный лук.

Лук, спору нет отменный, и цвет подходящий. Только как его праздновать, лук-то?!

Предложений поступило немного — всего два. Кто громче всех хрумкать будет — это первая номинация. Но она не прошла. Замерять силу хрумканья нечем. Прошла вторая; кто больше всех луку без хлеба съест. Того и горка, тому и приз из двух косичек, завязанных в гирлянду. А надевать луковую гирлянду непременно губернатору и под марш, написанный по такому случаю композитором Ле Граном. Уж больно у него музыка душевная. И не так давно он по нашему телевидению хвалил нас за быстрое учреждение свобод.

Хорошо бы для исполнения Кобзона выписать. Чего там! Праздновать так праздновать! Однова живем!

Кобзон, правда, скоро отпал. Ясное дело- заартачится в Данилов с песней ехать. Он, говорят Интерполу боится.

Стали промеж себя выяснять, кто из местных с композитором Ле Граном знаком, чтоб попросить его написать марш запростотак из чувства солидарности и в знак поддержки проводимых в Ярославле демократических преобразований.

Кто-то сказал, что Ле Грана должна знать госпожа Скороходова — помощница губернатра и генератор идей по реабилитации и прославлению нечисти (как болотной, так и лесной). Потом, подумав, и от этой идеи отказались. Госпожа Скороходова, конечно, всех знает. И Ле Гран должен ее знать. Он, говорят, шибко пьяных баб не уважает. А г-жа Скороходова давно предлагает пьяных баб отлавливать и стирилизовать. Чтоб пьяниц не рожали. И, конечно же, великий композитор пойдет ей навстречу. Только она уж его как пить дать, от даниловцев переманит. Ни за что не отдаст лук воспевать. Кикимору — да, а лук — ни за что.

Тогда решили в праздничной обстановке луковую муху ловить. С хороводами, песнями, под духовой оркестр. И непременно ежегодно.

У этой идеи сторонников оказалось больше, чем у первой, но и от нее пришлось отказаться, несмотря на то, что кто-то из большого начальства нашел идею стоящей и заявил: «Народу понравится!». Но вдруг открылись большие практические неудобства и возможность «политического конфуза». В чем конфуз народу не объявили, но дали понять, что все предлагаемые мероприятия по ловле луковой мухи «двусмысленны и с душком». Могут заподозрить в ксенофобии. Все сделали вид, что разъяснение поняли и от ловли луковой мухи отказались.

Потом в качестве городского праздника предложили День Данилы-мастера. А чо, в Мышкине музей мышей есть, чего бы и нам Данилу не гулять, коль мы в Данилове живем. И хотя бажовский герой Данила, живший по воле автора на Урале, и слыхом не слыхивал об одноименном ему ярославском граде, никого это не смутило. Никто не вспомнил, что в целом уезде вряд ли сыщется хоть один камнерезный умелец (да и простых плотников, способных избу срубить, с наступлением перестройки по пальцам перечесть. В Москве олигархов больше.)

Все так устали от луково- муховых споров, что нашли последнюю идею «горазд лучше прежних» и с радостью ее утвердили.

От кикиморы даниловцы отбились, но губернатор и генератор идей Скороходова отступать от своих затей и не думают. В Ярославской земле городов и весей немало Найдут какой-нибудь городок иль деревеньку поближе к рукотворному Рыбинскому морю, посулят городничему денег от туристов и почитателей нечистой силы. и заставят его поклониться кикиморе. И, главное, не солгут: и народу нагонят, и сами приедут, и речи пламенные говорить станут. И уже говорят. Да как говорят!

26 июня этого года на «дне рождения бабы Яги» в селении Кукобой господин губернатор заявил, что Баба Яга это «добрая изначально старушка, хранительница очага, былин, преданий».

Слушатели этому заявлению поверили и даже похлопали в ладоши. То ли сказок не читали, то ли их забыли напрочь.

Сановный герой Михаила Евграфовича, случись ему быть свидетелем подобной тирады, отреагировал бы на нее, как говорит Жириновский, однозначно. Приказал бы с государева человека сорвать мундир и прилюдно выпороть, дабы неповадно было лгать. Уж на что был сатирик Салтыков-Щедрин мастер зандравных начальников описывать, но до подобного господину Лисицыну персонажа все ж не додумался. Людоедку, жившую за забором из человеческих костей с черепами съеденных ею людей насаженных на кол, назвать «изначально доброй»! Даже покойный император Бакасса — известный любитель человеченки, не позволял себе открыто заявлять о своей слабости. Своих политических противников он съедал без свидетелей и хранил их в холодильниках в потаенных подвалах, пока их не обнаружили свергнувшие его военные.

А вот что правда, то правда: хранительницей очага Баба Яга несомненно являлась. Того самого, на котором варила свои жертвы,

Чествование Бабы Яги губернатор назвал то ли «возвращением», то ли «путешествием в сказку».

Видно, крепко запомнился ему слоган из его коммунистического прошлого: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Сказку сделали, но получилась она больно жуткой — вымирающая страна, разоренные деревни, миллионы голодных бездомных сирот, массовое пьянство и наркомания, на 8 абортов одни роды, бывшие пионерки на панелях европейских, турецких, арабских и прочих городов…

Ну, как тут не устроить праздничек, вдохновителю всех этих побед в лице его младших товарищей Кикиморы, Бабы Яги и Водяного?!

Если бы господин Губернатор пошел дальше сказок, и прочел что-нибудь из школьной программы, но не глазами отрока, а зрелого мужа, он бы несомненно остановился на упомянутом бессмертном творении Салтыкова-Щедрина «История Одного Города». И уж тут-то бы стало ясно, каким новым праздником порадовать соотечественников. Можно без лишней скромности и жеманства объявить себя прототипом любого из многочисленных градоначальников этого самого города и приказать праздновать собственный день рождения, как самый главный губернский праздник. С непремнным прохождением по главным улицам мормонов, кришнаитов и прочих полюбившихся товарищей, показательными полетами в ступе Бабы Яги и торжествами на Волжских водах с участием Кикиморы и Водяного.

Конечно, можно бы было выбирать для всенародного почитания не только инфернальных персонажей, но и о светлых героях вспомнить. Хотя бы, так сказать, для плюрализьму. Ан, трудно. Кого не вспомнишь — одна политика получается.

Ивана-царевича нельзя. Товарищи по партии обвинят в монархизме. А монархизм либералу горше смерти.

Ежели, скажем, объявить какое-нибудь село родиной Колобка, так опять ничего не выйдет. Надо праздновать на фоне колосящиейся нивы. А поля ярославские кустовьем заросли да травой по горло. Пришлось бы колобок из американской муки катать.

Ежели Марью-Красу или сестричку Аленушку в здешних местах прописывать, то госпожа Скороходова не позволит. Ей молодые красавицы-славянки не по сердцу. Против Ивана-дурака многие товарищи по работе воспротивятся.

Родину гусей-лебедей на ярославщине искать тоже пустая затея. Ни гусей, ни уток, ни кур, ни петуха в деревнях не увидишь и не услышишь. Так сказать, сплошное ни пуха ни пера! А на пожелание «ни пуха-ни пера» ответ известен. Вот и отправился губернатор с госпожой Скороходовой туда куда в таком случае посылают. А больше, выходит, и некуда идти

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1273&forprint


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика