Русская линия
История, газета Мария Вепренцева18.02.2005 

Крестик из оконного стекла

15 марта 2005 г. Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ и Государственный Исторический музей представили зрителям выставку «Царь-освободитель», приуроченную к 150-летию восшествия на престол императора Александра II

Выставка продолжила цикл экспозиций музея, посвящённых юбилейным датам. Название выставки определил её лейтмотив — отмена в 1861 г. крепостного права в России. По словам руководителя группы по созданию экспозиции Андрея Дмитриевича Яновского, эту реформу отличала от современных «порядочность и высокая степень подготовки». Задача выставки — дать самое общее представление об этом интереснейшем и драматичном времени, вполне заслуженно названном современниками «эпохой великих реформ». Место её проведения — Государственный Исторический музей — выбрано не случайно: 20 августа 1875 г. именно Александр II участвовал в закладке его здания.

Будущий император Александр II родился в Малом Николаевском дворце Московского Кремля 17 (29) апреля 1818 г. Его отец, великий князь Николай Павлович назвал сына в честь брата, императора Александра I, получившего имя, в свою очередь, в память одного из наиболее почитаемых на Руси святых — князя Александра Невского. Его замечательная икона конца XVII в. стала своеобразной заставкой выставки и первым экспонатом зала «От рождения до восшествия на престол». Рядом — интереснейший портрет неизвестного художника, запечатлевшего малыша с диковинной птичкой на правой руке. Это — великий князь Александр Николаевич в возрасте полутора-двух лет.

Всего через семь с половиной лет Александр Николаевич получил ещё один титул — «наследник цесаревич», когда 14 (26) декабря 1825 г. волею случая его отец стал императором Николаем I. Здесь же можно видеть и текст присяги на верность императору его сына Александра, принесённой 22 апреля 1834 г. сначала в Большой церкви Зимнего дворца, а затем в Георгиевском зале Кремля.

Продолжает экспозицию витрина, рассказывающая о разностороннем обучении цесаревича. В ней можно увидеть портреты Карла Карловича Мердера, Василия Андреевича Жуковского и Михаила Михайловича Сперанского. Получив достойное военное образование, великий князь Александр Николаевич отправляется на Кавказ, г. де шли военные действия. 6 октября 1850 г. он участвовал в бою с чеченцами между реками Рошней и Валериком, за что император пожаловал сыну орден Святого Георгия IV степени (представлен в этой же витрине).

Второй зал выставки — «Жизнь и деяния императора Александра II» — открывается темой его коронации. В первой витрине экспонируется объявление о коронации Александра II и Марии Александровны (август 1856 г.). В следующей — хромолитография, представляющая два узловых момента его царствования: освобождение 23 млн крестьян от крепостной зависимости и освобождение восточных славян от турецкого ига. В этом контексте вызывает интерес, становясь своеобразным символом, перо, которым в переносном и прямом смысле Александр II поставил точку в истории крепостнической России.

Вторая реликвия — пехотная офицерская сабля, которую имел при себе император в злосчастный день 1 марта 1881 г. Третья — небольшой прозрачный крестик, вырезанный из осколка оконного стекла кареты, в которой Александр II ехал вдоль Екатерининского канала в Санкт-Петербурге навстречу своей трагической г. ибели.
Последний экспонат выставки — цветная фототипия «Храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге на месте г. ибели Александра II». Храм стал вторым, вечным памятником императору. Первый же — отмена крепостного права.

Эта выставка — не резюме на историческую тему. Она вызывает размышления, ставит вопросы. По крайней мере, посетитель, скорее всего, согласится с известной фразой В.О. Ключевского об императоре: «Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался».

http://his.1september.ru/article.php?ID=200 500 803


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

печать на стекле с компанией Uf-print.com широкоформатная печать на любых материалах.