Красная звезда | Ирина Павлюткина | 02.08.2005 |
Ратная миссия отца Михаила началась в Салониках. Именно он был русским священником, встречавшим с иконой Владимирской Божьей Матери в греческом порту корабли с нашим десантом. Потом был тяжелейший почти пятисоткилометровый марш по горным дорогам и серпантинам. То, что ни одна машина не сорвалась тогда по пути в Косово в пропасть, десантники объяснили только присутствием священника на головном БТРе.
Проведенные в Косово месяцы отец Михаил мерил не днями, а событиями, которыми была так богата его балканская миссия. Вот они с командующим российским миротворческим контингентом генерал-майором Валерием Евтуховичем разворачивают полевой храм. С сербскими священниками спасают иконы из разоренных войной церквей, развозят сербам гуманитарную помощь. Вот со съемочной группой ОРТ каким-то чудом вырываются из толпы обезумевших исламских фанатиков. Господь и вера, говорит отец Михаил, спасали его все то время и от камней албанцев, и от обстрелов. А главное чудо произошло во время полета в Косово. Течь масла из двигателя, которую можно было наблюдать даже через иллюминатор, делала продолжение полета очень рискованным. Но нашим в Косово так нужны были перевозимые в утробе Ил-76 вертолеты. Узнав, что летчики приняли решение возвращаться, в кабину решительно вошел отец Михаил.
— Господь милостив, долетим, — сумел убедить он пилотов.
Это чудо, признал командир корабля, обнаружив после посадки, что в двигателе уже почти не было масла.
— Господь милостив, повторил Михаил, взяв с летчика за этот промысел Божий обещание никогда больше не сквернословить.
Став главным священником ВДВ, отец Михаил 19 раз побывал в Чечне. Именно там, решил, он и его сподвижники — окормляющие десантные полки священники были в то время нужнее всего. Отец Петр из Ишима, отец Лаврентий из Рязани, отец Сампсон из Троице-Сергиевой лавры, отец Александр из Москвы, отец Олег из Пскова и отец Сергий из Омска, меняя друг друга, постоянно находились в воюющей группировке. За пять лет они крестили на войне почти три тысячи воинов. Были открыты оборудованные в больших палатках полевые часовни и храмы. Впрочем, обряд крещения нередко приходилось проводить и на передовой. В окопах, например, на горных заставах. «На войне атеистов не бывает», — любил отец Михаил цитировать генерала Шаманова. Словом, вид священника в разгрузке и камуфляже в Чечне никого не удивлял.
А еще отец Михаил, как и несколько других батюшек, работающих с «голубыми беретами», прыгает с парашютом. А как же, говорит, в десанте служить и не прыгать? Ведь случись война, священники пойдут с войсками.