Русская линия
Гудок Валерий Щегорцев16.07.2005 

Япония: нехватка суши

Президент РФ Владимир Путин озабочен состоянием дел на Курильских островах, заявил на совещании по итогам инспекционной поездки заместитель секретаря Совета безопасности РФ Николай Спасский.

Инспекционная поездка на Южные Курилы ставила задачу проанализировать ситуацию на островах с учетом территориальных притязаний Японии, а также с учетом наших отношений с Японией. При выстраивании отношений с соседней страной надо исходить из того, что Россия впервые столкнулась за последние 15 лет с ухудшением внешней обстановки.

Территориальные притязания к России со стороны соседних стран — серьезный фактор для усиления национальной безопасности страны. Но сохранением на Курилах пограничных застав мы острова не сохраним, главное — население, которое должно жить там в нормальных условиях. Поэтому Президент РФ не намерен «механически продлевать целевую федеральную программу развития Курильских островов, а даст конкретные поручения для четкого исполнения».

Проблема правового статуса Курильских островов уже на протяжении трех десятилетий является актуальной как в России, так и в Японии. Основной довод при этом — восстановление исторической справедливости. В реальности же за этим стоят глобальные геополитические, стратегические интересы обеих стран, а также не менее, а может быть, и более значимые экономические интересы.

Основная масса российских граждан, не вдаваясь в запутанные проблемы прошлых веков, считает фактом исторической справедливости то, что по окончании Второй мировой войны Советский Союз по праву победителя, на совершенно законных основаниях получил некоторые территории на Дальнем Востоке.

Прочность позиции России в вопросе о Южных Курилах состоит прежде всего в том, что де-факто эти острова принадлежат именно России, в то время как у Японии отсутствуют неопровержимые факты и юридические обоснования по поводу ее претензий на указанную группу островов. Характерно также и то, что реальный вклад России в освоение Дальневосточного региона (включая и район Курильских островов) старательно замалчивается Японией и США, что является лишним свидетельством уязвимости позиции оппонентов России. Наконец, общепризнанным фактом является то, что вся система послевоенного мироустройства, международной безопасности и стабильности базируется на важнейшем фундаментальном принципе — нерушимости послевоенных границ.

Особенности современного экономического развития Курильских островов во многом обусловлены их географическим положением. Острова расположены на морских путях, связывающих Россию с Западным побережьем США и Канады, а также Приморский край с Камчаткой. Здесь органично сочетаются огромные сырьевые богатства (значительные запасы нефти, магния, рения, титана, серы) и красота почти нетронутой природы.

Если представить, что все эти природные ресурсы перейдут к Японии, то суммарная величина потерь для России, по самым приблизительным оценкам, составит порядка 2,5 триллиона долларов. Поэтому у подавляющего большинства россиян возникает естественный вопрос: настолько ли богата наша страна, чтобы, «идя навстречу пожеланиям» соседа, пожертвовать этой бесценной дальневосточной жемчужиной? К тому же здесь проходит важнейший стратегический рубеж национальной безопасности России. А эта сфера жизненных интересов государства не должна становиться предметом торга.

В то же время на фоне изобилия уникальных по своему разнообразию природных ресурсов обращает на себя внимание низкий уровень социально-экономического развития субрегиона. На протяжении длительного времени район Курильских островов входит в число слаборазвитых. Для него характерны не только общие для России кризисные явления, но и некоторые специфические факторы, обусловленные значительной удаленностью от материковой части России и неурегулированностью «территориальной проблемы».

Необходимо как можно скорее выводить проблему Южных Курил и Курильских островов в целом из состояния политической неопределенности и «зацикленности» только на двусторонних отношениях с Японией и проблеме возврата ею утраченных территорий. Это становится по-настоящему актуальным в связи с принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ и предусматривающей формирование многополярного подхода к системе международных отношений.

Естественно, что Япония может неодобрительно отнестись к привлечению других стран в сферу совместных с Россией разработок природных ресурсов в районе Южных Курил. Однако, пока Россия не выйдет из нынешней двусторонней системы политических и экономических координат, это будет восприниматься японцами как очевидная слабость нашей позиции и косвенное признание их права на территориальные претензии. В результате политическое давление на российскую сторону может только усилиться.

Вместе с тем было бы безосновательно рассчитывать на то, что политика возможных уступок со стороны России в вопросе о Южных Курилах может вызвать из Японии «дождь инвестиций». Следует иметь в виду, что, во-первых, эти два вопроса между собой никак не связаны, поскольку отсутствие или приток капиталовложений зависят не от политических (в том числе и территориальных) уступок, а от общего экономического и правового климата, который в данной стране существует.

Инвестиции не идут в Россию и из тех стран, с которыми нет никаких территориальных проблем. Зарубежные инвесторы в оценке сложившейся ситуации практически единодушны — основополагающая причина заключается в неблагоприятном инвестиционном климате внутри России: феодальные «замашки» региональных властей, размытость правовых гарантий инвестиций, беспредел организованной преступности и коррупции, первые места по которым занимают именно дальневосточные регионы.

В настоящий момент очевидно следующее: не может быть никакой спешки и популистского подхода к этой сложной и вместе с тем деликатной проблеме. Не стоит забывать о том, чем сопровождался спор двух держав на протяжении столетий: это и непрерывная история дипломатических поисков и поражений, и кровопролитные войны, и взаимные претензии. Подобная практика отношений должна навсегда остаться в прошлом. Необходимы современные нестандартные подходы и компромиссы, соответствующие новому этапу истории человечества — XXI веку.

Когда верстался номер

Россия «не готовит предложений по мирному договору к визиту Президента РФ Владимира Путина в Японию». Об этом вчера заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, «стороны живут без мирного договора, и это не препятствует развитию двустороннего сотрудничества». Лавров напомнил, что недавно в Санкт-Петербурге открылся завод «Тойота», и это, он надеется, «не последняя новость в сфере японских инвестиций в Россию».

http://www.gudok.ru/index.php/26 677


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика