Русская линия
НГ-Религии Дмитрий Урушев16.07.2005 

«Верно, так нужно было»
Большая жизнь маленького человека

Алексей Арцыбушев. Сокровенная жизнь души (По запискам монахини Таисии). — М.: Духовная нива. 2005, 130 с.

Мемуары — пожалуй, одно из самых увлекательных чтений. Всегда любопытно узнать о перипетиях чужой жизни, о встречах, удачах и разочарованиях, переживаниях и надеждах. Хорошие мемуары, обстоятельно рассказывающие о людях и событиях определенной эпохи, ценятся учеными как надежный исторический источник. Поэтому историкам интересны не только воспоминания «сильных мира сего», всемогущих министров, знаменитых писателей или удачливых маршалов, но и простых людей, будь то мелкий чиновник, сельский учитель или смиренная монахиня.

Множество книг повествует о русской трагедии ХХ века. Во многих мемуарах рассказывается о страшном времени доносов, арестов и казней. Но не приходится сомневаться, что редкая книга написана так же подробно и живо, как записки монахини Таисии (Арцыбушевой). Хотя она была «маленьким человеком», но прожила большую жизнь. «Большую» не значит долгую (Таисия умерла сорока семи лет от роду). Но ее жизнь вместила в себя целую эпоху, начавшуюся при дворе Николая II и закончившуюся ГУЛАГом при Иосифе Сталине.

Монахиня Таисия (1896−1942), в миру Татьяна Арцыбушева (урожденная Хвостова) — дочь сенатора Александра Хвостова (1857−1922), члена Государственного совета, генерал-прокурора и министра юстиции царского правительства (1915−1916). Честный, правдивый и прямой, Хвостов был очень неудобной и несговорчивой фигурой, недаром всесильный старец Георгий Распутин говаривал о нем: «Сей министр нам негож». Это в конце концов стоило Хвостову места. Лучшие черты его характера унаследовала дочь Татьяна.

В 1915 году Татьяна вышла замуж за Петра Арцыбушева (1888−1921). Молодожены переехали из блистательного Петербурга в нижегородскую глухомань — село Дивеево. Тут для них был срублен большой дом, устроены сад и огород. Причиной столь странного и неожиданного переезда была глубокая вера Арцыбушевых, а также почитание Серафима Саровского. Супруги желали жить поближе к Дивеевскому монастырю, основанному знаменитым старцем. Отныне их судьба будет неразрывно связана с этой прославленной обителью.

В голодные годы революции и Гражданской войны семья Арцыбушевых принимала самое активное участие в жизни монастыря. Зимой 1921 года Петр Арцыбушев постоянно ездил по окрестностям, меняя вещи на продукты, чтобы не только прокормить свою семью, но и помочь обители, которая страшно бедствовала. Эти постоянные поездки в любую погоду разожгли тлеющий в нем туберкулез в смертельное пламя. Совсем молодой человек умер от скоротечной чахотки.

В 1930 году был расстрелян Михаил Арцыбушев, брат Петра, взявший на себя опеку о Татьяне и ее маленьких детях. Поэтому Арцыбушевы, как родственники «врага народа», были высланы из Дивеева в Муром, где жили две тетушки Арцыбушевых — монахини Дивеевского монастыря, разоренного большевиками в 1927 году. Татьяна также избрала подвижнический путь и приняла тайный постриг, став монахиней Таисией.

Принято считать, что монашеское житие размеренно и спокойно. Но в ту страшную пору нужно было забыть о покое. Тайной монахине довелось изведать и ссылку, и каторжные работы. Частые переезды с места на место, новые люди, новые встречи. Среди знакомых Арцыбушевой — старец-схимник Алексий из Засимовской пустыни и епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Оба ныне канонизированы Русской Православной Церковью.

Тяжелый труд, постоянная тревога за детей и страшная болезнь — порок сердца приблизили смерть Таисии. Незадолго до кончины она начала писать воспоминания, о которых отзывалась так: «Мои записки не есть откровение помыслов, я просто записываю, как в духовном отношении шла моя жизнь. Оттого анализировать свои мысли и чувства, какие были в то время, я не хочу. Думаю все же, что все со мною случившееся было не без промысла Божьего. Верно, так нужно было».

Тайная монахиня писала воспоминания по просьбе сына Алексея, родившегося в Дивеево в 1919 году. Судьба Алексея Арцыбушева, здравствующего и поныне, была трагична и сложна: ссылка вместе с матерью в Муром, арест в 1946 году и приговор к шести годам лагерей. После освобождения его приговорили к вечной ссылке в Инте (Коми АССР). Она была отменена в 1954 году, а окончательная реабилитация произошла в 1956 году.

В своих воспоминаниях Таисия писала: «Пишу только для своих сыновей, так как для других никакого интереса мои записки не представляют». К счастью, она ошиблась. Записки монахини опубликованы как в России, так и за рубежом. Значит, они оказались нужны не только ее сыновьям…

http://religion.ng.ru/printing/2005−07−13/7_zhizn.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru