Русская линия
Русский вестник В. Пархоменко15.07.2005 

О создании исторического музея быта, духовной культуры и книжности Кубанского казачества

Официальная историческая наука минувшего столетия тщательно обходила стороной вопросы истории, этногенеза казачества, исследования его материальной и духовной культуры, а также национальных традиций. Актуальность проблемы заключается в том, что «белым пятном» осталось прошлое одного из этносов России, внесших огромный вклад в историческое становление ее государственности, культурное и экономическое освоение ее окраин и их защиту.

В российской прессе уже была информация рабочей группы по созданию в Москве Исторического музея быта, духовной культуры и книжности Кубанского казачества. Сегодня можно сказать о том, что содержание экспозиций и общий примерный перечень экспонатов музея в первом приближении разработаны. Музей создается как общественный, исключительно усилиями казаков.

Что же собой будут представлять планируемые экспозиции создаваемого музея? Прежде всего, они будут отличаться наличием документов относящихся к эпохе образования Черноморского казачьего Войска. Первый раздел экспозиции будет посвящен этой теме. Он будет представлен образцами рассылаемых указов императрицы Екатерины 2-й, а также оригиналами рукописных документов конца 18-го века — времени правления Екатерины 2-й, Павла 1-го и заселения Кубани запорожскими казаками.

В разделе будут представлены карты кубанской области по возможности различных периодов. Второй раздел, раскрывающий основы духовной и религиозной культуры кубанского казачества будет содержать преимущественно религиозные книжные памятники 17-го века: книги религиозного и духовного содержания, изданные в 17-м веке: Евангелие, Учительное Евангелие, Псалтырь и др. В том же разделе наряду с книгами — ровесницами Межигорского монастыря будет экспонироваться художественная и учебная литература, используемая кубанскими казаками в 19-м и в начале 20-го столетия, а также мистическая литература, имевшая практическое использование у казаков в 19-м веке.

Следует обратить внимание на тот существенный факт, что реальная духовная, религиозная и бытовая жизнь кубанских казаков представляла собой органический, порой трудно различимый сплав древней славяно-русской традиции и более позднего христианства, сложное взаимодействие которых рабочая группа музея хотела бы представить.

Интересно, что в коллекции известного российского библиофила и библиофиловеда Янко Виктора Марковича, предлагаемой для экспозиции будущего музея, имеются книги, принадлежавшие в 19-м веке книжному складу Кубанского казачьего Войска с сохранившимися на них штампами склада. Будет также предпринята попытка собрать воедино информацию о православных святынях Кубани — монастырях, храмах, часовнях, в том числе и древних существовавших на Кубани в 11−12 вв. в виде книг, фотоархивных снимков, схем, описаний. Многие из них исторически восходят к известным святыням Запорожской Сечи — память о которых никогда не покидала наследников Запорожского казачества.

В экспозиции Музея возможно частично будут воспроизведены и совсем утраченные страницы православной воинской обрядности кубанского казачества — это походные разборные церкви кубанских казаков, атаманские киоты и походные иконостасы, ларцы для хранения именного наградного оружия. Указанные объекты, видимо, будут представлены в виде фотографий, тематических альбомов.

Немногие сегодня знают о том, что казачьи Войска в отличие от регулярной Российской армии не финансировались, а были, выражаясь современным языком, на самофинансировании и самоокупаемости. Казачье Войско представляло собой весьма своеобразную и, в некоторых отношениях, совершенную финансовую и экономическую систему того времени. Эта часть экспозиции должна убедить посетителя в том, что многое из прошлого можно взять в сегодняшний век, если мыслить категориями экономической самостоятельности, самодостаточности, подлинной заботы о повышении обороноспособности и, прежде всего, категорией национального достоинства, а не упования на призрачные иностранные инвестиции.

В разделе, озаглавленном «Хозяйственная деятельность кубанских казаков» в качестве иллюстрации будут представлены различные типы традиционных хозяйств, начиная от самых крупных, и завершая крестьянским казачьим двором. В разделе будет представлено известное в дореволюционной России крупнейшее хозяйство «Хуторок». Для экспонирования предлагаются снимки, характеризующие его общее состояние, а так же диаграммы, схемы, графики и другие материалы, отражающие структуру хозяйства, его посевные площади, специализацию, различные отрасли растениеводства и животноводства, урожайность культур, объемы производства, прибыль, рентабельность и др. показатели.

Вторым типом хозяйства будет представлен кубанский хутор как экономическая и финансовая основа сельского хозяйства конца 19 — начало 20 века. В экспозиции будет представлено хозяйство — хутор принадлежащий Ефименко Акиму Петровичу. Третьим типом хозяйства будет средний казачий двор начало 20-го столетия на примере хозяйства Янко Николая Петровича (станица Бриньковская).

История одной семьи порой отражает судьбу всего народа в целом. Эта истина хорошо прослеживается в четвертом заключительном разделе экспозиции, где на основе приведенных документов, мемуаров, публикаций, фотографий и архивных справок будет показана история рода Янко со времени его поселения на Кубани. Документально история эта наиболее четко прослеживается с начала 19-го столетия, с наиболее известного из предков — Петра. Героически сложилась судьба его сына Николая, а также его внука Марка, уже на рубеже нового наступившего столетия, принявшего на себя удар троцкистско-ленинского режима на Кубани и активно сопротивлявшегося гнету беспощадных и чужеродных по сути и духу оккупантов своей Родины.

В разделе будут представлены материалы из российской патриотической и казачьей прессы об одном из легендарных организаторов повстанческого движения на Кубани Янко Марке Николаевиче, об участии его в событиях начала гражданской войны на Кубани в 1918 г. Эти материалы послужили основанием для атамана Всекубанского казачьего Войска казачьего генерала Громова В.П. и заместителя начальника Департамента Администрации Краснодарского края Марченко А.Т. поддержать ходатайство казачьей общественности по переименованию улицы Воровского в станице Бриньковской Приморского-Ахтарского района Краснодарского края именем легендарного героя повстанческого движения Янко Марка, улицы, где он провел последние два десятилетия.

В экспозиции даны некоторые материалы по истории раскулачивания Янко Николая Петровича и Янко Марка Николаевича, преследование их семей. Кочевой образ жизни после раскулачивания семьи.

И хотя в настоящее время экспозиция в большей части имеет семейный характер авторы считают возможным на примере жизни кубанского казака Янко Марка Николаевича, его идеалов, мыслей, мечтаний, пророчеств сбывшихся и сбывающихся показать духовный мир современника эпохи российской смуты начала 20-го столетия.

Завершается раздел экспозиции описанием потомков Янко — продолжателей рода, наследников духовной и религиозной культуры кубанского казачества. И здесь становится понятным и очевидным, что в этой семье ярко выражен интерес к духовной и материальной культуре старой России.

Янко В.М. — автор 186 научных трудов, известный специалист в области применения математических методов в отечественном машиностроении. Кроме того, Янко В.М. является известнейшим в нашей стране библиофилом и разработчиком новой научной дисциплины — русского библиофиловедения. Наконец, сын В.М. Янко Владимир Викторович — основатель уникальной в России фабрики по производству классической мебели из ценных пород дерева — ООО «Веста». В разделе будут представлены фотоснимки отреставрированных памятников, дипломы, награды и благодарности, полученные Янко В.В., среди которых медаль во имя Св. Благоверного князя Даниила Московского — награда Патриарха Московского и всея Руси Алексия П.

Со времени первой публикации в прессе прошло около двух лет. Проведена значительная работа по накоплению и систематизации материала, определена концепция музея. Тематика его ограничена в силу объективных причин конкретными разделами, цель создания которых — дать как можно более полную картину малоизученным сторонам жизни кубанского казачества. Рабочая группа Музея обращается ко всем казакам, и, в первую очередь к кубанским, оказать содействие в приобретении экспонатов и документального материала для музея. Экспонаты и документальный материал могут быть приняты как безвозмездно, так и с условием их выкупа в зависимости от пожелания владельца.

Нам интересны любые книги по казачеству дореволюционных изданий, а также литература по кубанскому казачеству и его истории, когда-либо издававшаяся у нас в стране и за рубежом. Необходимы фотографии кубанских монастырей, церквей, часовен и других православных святынь Кубани. Нам также интересна дореволюционная переписка кубанских казаков, рукописи, дневники и записи времени раскулачивания казачества и другие материалы, относящиеся к духовной культуре, религии и книжности кубанского казачества.

Даритель экспоната и документа будет занесен в Вечную книгу музея. Ему также будет выдана дарительная грамота от организаторов музея с кратким описанием экспоната, фамилии, имени и отчества дарителя, с благодарственной ему надписью. В дальнейшем, по мере создания музея, на каждом его экспонате будет обозначена фамилия имя и отчество дарителя, которые в дальнейшем будут воспроизведены в Путеводителе и в других описаниях экспонатов музея. Ваш экспонат навсегда войдет в коллективную историческую память кубанского казачества. Ваш бескорыстный труд участия в собирании экспозиции музея будет лучшей данью памяти ваших почивших предков.

Создаваемый музей размещается по адресу: 117 639, Москва, Балаклавский пр., д. 4., корп. 7, м. Чертаново, тел.:110−05−36; рег.:8-(095) 110−05−36: 521−51−75.

По поручению рабочей группы музея

ПАРХОМЕНКО В. С.,

подъесаул, член рабочей группы по созданию музея.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика