Русская линия
Красная звезда Наиль Гафутулин14.07.2005 

Красная, Советская, Русская.
или Особенности освещения Российской армии в зарубежной прессе

Как Российская армия выглядит в зарубежных СМИ? Кто мы для них? По-прежнему враги или теперь уже друзья? В связи с чем зарубежные журналисты пишут о российских Вооруженных Силах? Специально для «Красной звезды» Андрей МОЧЕНОВ и Сергей НИКУЛИН из компании «ГРУППА 808» провели медиа-статистические исследования и контент-анализ публикаций западной прессы.


Выяснилось, что в настоящее время в англоязычной зарубежной прессе примерно с равной интенсивностью присутствуют три термина: «Советская Армия» (28 процентов), «Российская (русская) армия» (35 процентов) и «Красная армия» (лидирует с 37 процентами). При этом любопытно, что принятая в российском обществе градация — привязка каждого термина к определенному историческому периоду — в западных СМИ не соблюдается. Например, все три термина широко употребляются в публикациях как о Второй мировой войне, так и афганской кампании.

Медиа-статистические исследования и контент-анализ публикаций западной прессы показывают, что в отношении военной политики России и Российской армии в западных СМИ применяется ряд устойчивых клише.

Российская армия воспринимается на Западе в качестве прямой наследницы Советской Армии, о которой в период «холодной войны» принято было говорить исключительно как об армии-агрессоре, оплоте «коммунистической диктатуры», источнике военной (в т.ч. ядерной) угрозы. Этим и объясняется, что в информационном потоке о Российской армии присутствуют и воспроизводятся долгосрочные негативные стереотипы, многие из которых являются слегка адаптированными «римейками» т.н. «антисоветской пропаганды».

Так, в последние годы в публикациях, затрагивающих проблемы Российской армии, тема Чечни является одной из ключевых и, безусловно, негативных. При этом в зарубежных СМИ она часто соотносится с афганской кампанией и «сталинской» депортацией чеченцев. Кроме того, военная операция в Чечне способствовала закреплению такого ассоциативного ряда по отношению к Российской армии, как нарушение прав человека, военные преступления, коррупция, а также «проведение силовых акций, невзирая на потери среди гражданского населения» и использование военной силы для решения проблем, игнорируя возможности «политического урегулирования».

Следует отметить, что в последнее время наблюдается падение интереса к чеченской тематике (ее интенсивность в западных СМИ снизилась с 2000 года почти в три раза). Однако, как показывает анализ освещения в западной прессе первой чеченской кампании (1994−1997), при возникновении очередного крупного информационного повода негативные ассоциации вновь «всплывают на поверхность» и начинают заново использоваться в западных СМИ.

Наиболее яркой тенденцией последнего периода стало лавинообразное возрастание интереса западных СМИ к российским военным базам в государствах бывшего СССР. Эта тема, до недавнего времени присутствовавшая в западной прессе в «фоновом» режиме, за последние два года стала даже более востребованной, чем «чеченская проблема».

Объективной причиной для этого послужила серия «бархатных» революций в государствах бывшего СССР. Новые их лидеры (в частности в Грузии и на Украине) заявили о своем намерении интегрироваться в Европейский союз и НАТО, а западные СМИ стали эксплуатировать тему «российских военных баз» как проявление «великодержавных амбиций» России.

Среди других негативных установок по отношению к российской армии в западной прессе присутствуют такие, как «эффект катастрофизма» (ставший особо востребованным после гибели подлодки «Курск»), угроза экологии, неспособность безопасной утилизации устаревших вооружений, социальные проблемы военнослужащих, соблюдение прав человека в армии.

На фоне перечисленных негативных стереотипов и установок такие потенциально позитивные темы, как модернизация армии, военная реформа, переход к профессиональной армии, противодействие международному терроризму и др., в значительной степени игнорируются либо нивелируются западными СМИ.

Можно по-разному относиться к результатам данных исследований. Безусловно одно: нельзя не учитывать их при выстраивании или корректировке имиджа российских Вооруженных Сил.

Кстати, не так давно генеральный директор РИА «Новости» Светлана Миронюк сообщила: «Проводимые нами опросы показали, что слова „коммунизм“, „снег“ и „нищета“ — это первые три ассоциации, которые по поводу России приходят в голову западной аудитории до 30 лет». Остается добавить, что долгие годы в России старались не замечать такого отношения к себе за рубежом. Лишь недавно были предприняты определенные шаги в сторону изменения ситуации. Принято решение об учреждении нового телеканала, которому предстоит рассказывать правду о России зарубежному зрителю на английском языке. О том, насколько эффективен такой шаг и достаточно ли его одного, говорить еще рано. Радует другое, власть наконец поняла, что о нас так думают не потому, что так же и относятся, а потому, что плохо знают.

Медиа-статистические исследования и контент-анализ проводились по зарубежным англоязычным СМИ с использованием фондов электронной библиотеки LexisNexis.

http://www.redstar.ru/2005/07/1407/303.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика