Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация»Священник Димитрий Кравченко14.07.2005 

Место Апостола Петра в Церкви

Вопрос о месте Апостола Петра в Церкви является одним из основных положений, на которых Римо-Католики основывают лжедогмат о папском примате и обвинении православных в схизме, т. е. расколе. Учение о Петре как о «князе Апостолов» и о преемстве его власти Римскими папами всегда было излюбленным местом в католической пропаганде. Следует ожидать, что теперь, с момента учреждения католиками с 2002 года на канонической территории Русской Православной Церкви своих епархий (четырех в России и двух на Украине), этот вопрос, по мере расширения поля деятельности католических миссионеров, будет активно использоваться ими для попыток обращения православных в католицизм. Если раньше у католиков на нашей территории были только временные структуры — так называемые Апостолические Администратуры, призванные окормлять католиков, живущих в России (в основном, поляков и немцев), то теперь ситуация принципиально изменилась. Учреждение епархий означает, что Рим объявил нашу территорию своей территорией, а живущих на ней — потенциальными католиками, своей паствой.

Поэтому православным необходимо знать, как пытаются обосновать католики своё лжеучение об Апостоле Петре, и знать те аргументы, те места Священного Писания и святоотеческих творений, которые разбивают это лжеучение. Время нашей проповеди ограничено, поэтому мы рассмотрим только одно — самое основное — место, которым апеллируют католики.

Евангелисты Матфей, Марк и Лука сообщают нам, что когда Господь спросил учеников, за кого они почитают Его, именно Петр исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго (Мф.16,16). На что Христос ответил ему: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16,18). И католики считают, что Церковь основана на Петре, а раз Петр проповедовал и пострадал в Риме, поставил первого епископа Рима, то римская вера всегда безошибочна. Так ли это?.. Кто же на самом деле является камнем: Апостол Петр или Христос? Надо заметить, что сами католики стали апеллировать к указанному месту только с XI и особенно с XIII века, при папе Григории Гильдебранте, когда у них выкристаллизовывалось новое ложное представление о роли папы в мире, и надо было как-то его оправдать.

Сам Апостол Пётр в своих посланиях ни разу не называет себя камнем Церкви или чем-то подобным, напротив, он пишет о Христе: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному» (1Пет.2,4). И обращается к верующим: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (5 стих). Становится очевидным, что Церковь основана на Христе, а верующие призваны быть как бы последующими камнями здания Церкви. Одним из значимых камней в этом здании является Петр. Кстати, именно такой образ Церкви был показан в видении мужу Апостольскому, святому Ерму в I веке, как он описывает в своей книге «Пастырь».

Сам Пётр не считает себя князем Апостолов, каким считают его католики. Напротив, он пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых…» (1Пет.5,1). Видите, как смиренно обращается он к пастырям…

В книге Деяний Апостольских рассказывается, как Пётр так говорит перед синедрионом о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» (4,11). Соратник Петра, Апостол Павел в послании к Римлянам пишет о Христе: Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него не постыдится" (9,33). Он же в первом послании Коринфянам пишет: «И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (10,4). А вот что говорится в Апокалипсисе про небесный Иерусалим: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (21,14). Мы видим, что не только Петр, но и другие Апостолы являются основаниями Церкви. Если мы посмотрим и Ветхий Завет, то и там под духовной скалой, твердыней, камнем подразумевался исключительно Сам Бог.

Давайте посмотрим, как толковали древние святые отцы, в том числе и западные, указанное нами исповедание Петром веры во Христа. Для этого необходимо взять этот евангельский отрывок на языке, на котором читали его отцы — на языке первоисточника — древнегреческом. Господь говорит: «Ты Пётр (греч.: «Петрос» — м.р. — имя, в переводе означающее «камень»), и на сем камне (тут в Евангелии употребляется другое греч. слово: «петра" — ж.р.) Я создам Церковь Мою…». И хотя в арамейском языке, на котором и обратился к Петру Христос, оба отмеченных слова скорее всего звучали как «Кифа» — оба мужского рода, но большинство отцов Церкви, исходя из текста Евангелия, полагают, что основной акцент в этом предложении лежит не на имени «Петрос», то есть, не на самом Петре как личности, а на слове «петра», то есть, той вере в Иисуса как Мессию, которую исповедал Петр и которая является фундаментом Христианства. Благодаря этой вере и сам Апостол Петр делается камнем Церкви, но как первый, исповедавший эту веру, получает это имя как имя собственное: Пётр — камень.

Святые Епифаний Кипрский, Феодорит Киррский и Феофилакт Болгарский считают, что «камень» — это исповедание Христа Месией. Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место: «созижду Церковь Мою… на сей вере и на сем исповедании». Такие знаменитые западные отцы, как блаженные Иероним и Августин. Иероним пишет: «Камень — Сам Христос». Августин: «На этом исповедании Петра, как на камне, построена Церковь», «Церковь строится на том, кого Петр исповедует», «Христос не сказал ему: ты — петра, но: ты — Петрос, ибо Петра (камень) уже был Христос». Святитель Григорий Нисский пишет: «Великий Петр, прицепившись к Камню, стал Петром».

Такие отцы писатели Церкви, как святитель Григорий Богослов, Ориген и Тертулиан, а в некоторых местах творений — блаженные Иероним и Феодорит относили слова Спасителя к личности Апостола Петра. Как? — спросите Вы, — неужели они солидарны с современными католиками? — Нет. Они считали, что Церковь основана на всех Апостолах, а не только на Петре, что Церковь — Апостольская, а не Петрова. Кстати, и Символ веры, именует Церковь не Петровой, а Апостольской. Удивительно даже, но эту часть Символа веры католики до сих пор не исказили. Иероним пишет: «Церковь основана на всех Апостолах…, все приняли ключи Царства небесного, так что крепость Церкви равно утверждается на них». Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «То, что сказано Петру, сказано и прочим». Святитель Василий Великий пишет: «Одной из таковых гор был Пётр». Блаженный Августин: «Неужели Петр получил эти ключи, а Павел не получил?».

Кстати, даже на II Ватиканском соборе католическая богословская комиссия, изучая данный вопрос, в 1964 году, на 3-й сессии собора, отвергла мнение о том, будто бы только Петру были даны ключи царства. Действительно, Христос сказал всем Апостолам: «Истинно говорю вам, что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе…» (Мф.18,18). Да и как можно утверждать учение о власти кого бы то ни было из Апостолов над другими, когда сам Христос, умывая им ноги, сказал: «И вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример…» (Ин.13,14−15). И не даром, когда Петр не последовал той вере, которую первоначально исповедал, стал перечить Христу, то услышал: «Отойди от Меня, сатана…» (Мф.16,23).

Но отвергая ложное католическое учение о Петре, как о властителе над другими апостолами (чему противоречит, кстати 1-й Апостольский Собор в Иерусалиме, на котором председательствовал не Пётр, а Апостол Иаков и вопросы решались после обсуждения, по всеобщему согласию, а не по решению Петра), мы называем Петра первоверховным, а в каноне величаем его и прочими возвышеннейшими эпитетами и похвалами. Да, он заслужил этого за свои труды по просвещению людей, как заслужил и Апостол Павел. Петр был призван Христом утверждать братьев своих (Лк. 22,32), он почитался в первохристианской общине, наряду с Иаковом и Иоанном, за столпа Церкви, как повествует Гал.2,9. И даже среди них троих он пользовался большим авторитетом. Так, например, именно он дал лежащему на груди Христа Иоанну знак, чтобы тот спросил Спасителя о предателе, именно он произнес пламенную речь в день Пятидесятницы, в день основания Церкви. В сегодняшний праздник его имя также фигурирует первым. Это подобно тому, как патриарх — первый среди равных епископов Поместной Церкви, настоятель — первых среди равных священников храма. Он пользуется большим уважением, ему больше поручено, но он не самовластен, он не должен действовать без согласия с другими. Когда Петр стал возражать Христу, он услышал: «Отойди от меня, сатана…». Когда римские папы стали кичиться и считать себя самодостаточными независимыми главами над другими патриархами, они были отвергнуты ими, отпали от Церкви. Но Пётр покаялся и был прощен, а папы вновь без зазрения совести предпринимают попытку подчинить себе православных людей…

А что же Павел? — Павел не был среди двенадцати, но, будучи чудесным образом призван к Апостольству, больше всех потрудился. Нам следует знать, что «первоверховные» — это не должности Петра и Павла, а — похвалы за подвиги, это признание их авторитета и трудов. «Первоверховные» — так с IV века Церковь величает этих святых, чьими молитвами и писаниями да просветит Господь и наши равнодушные сердца и да воспламенит нас вновь, как-то было в первое время нашего обращения, любовью ко Христу! Аминь.

12.7.2005

http://www.rustrana.ru/print.php?nid=10 730


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru