Победа.Ru | Игумен Савва (Молчанов) | 13.07.2005 |
Но если разобраться в проблеме? Среди смертных грехов самоубийство в буквальном смысле грех смертный. Если я совершил какой-то из смертных грехов — у меня есть время покаяться, есть надежда, что Господь простит этот грех. Но самоубийство — это тот грех, который не оставляет времени на покаяние. В древности Пифагор, который высоко ценил человеческую жизнь, считал самоубийство грубым нарушением предназначения человека. «Каждый из нас поставлен в мир Божеством как солдат на часах, — говорил он. — И никто из нас не смеет сойти со своего поста без соизволения Того, Кто его поставил туда». Самоубийство осуждали Сократ, Платон, Аристотель. Последний писал, что умирать по причине бедствий, любви или каких-либо неудач недостойно храброго мужа. Это говорит мудрость веков. И Русская Православная Церковь.
Наполеон I был сложный человек. Он неоднократно был близок к самоубийству и пережил это искушение. Он говорил: «Лишить себя жизни из-за любви есть сумасшествие, из-за потери состояния — низость, из-за оскорбления чести — слабость. Воин, самовольно лишивший себя жизни, ничуть не лучше дезертира, самовольно убегающего с поля битвы пред началом сражения». Что касается лиц военного сословия в России, то по Артикулу Петра I предписывалось тело покончившего жизнь самоубийством «отволочь палачу в бесчестное место и закопать, волоча прежде по улицам или обозу». Даже опитие вином не избавляло от указанных последствий. По постановлению начала XX века (примерно 1907 г.) не лишались христианского погребения и юридических прав предсмертных распоряжений только те, кто кончил свою жизнь в припадке безумия, при защите своей чести или из патриотических соображений.
Первая подробная работа в России по самоубийствам в Русской армии появилась в 1863 г. Она рассматривала период с 1841−62 гг. С этого времени проблема самоубийства не выходила из поля зрения отечественных исследователей. С начала 30-х гг. до 1989 г. сведения о суицидах носили закрытый характер. В 90-х они появились в печати. Что же стало ясно? В 1926 г. уровень самоубийств в расчете на 100 000 населения составил по стране 7,8 случаев. До революции эта цифра была вообще значительно ниже. Николай Бердяев писал: «В эпоху исторических процессов и переломов, когда целые социальные слои отрываются от своих исторических тел, в которых они родились и жили, самоубийство может сделаться социальным явлением, что и произошло с нашей страной, которая оторвалась от своего исторического тела».
В 1984−85 г. в СССР среди населения был наибольший показатель суицидов — 30 на 100 000. Это свыше 80 тысяч самоубийств в год. Статистика в буквальном смысле слова самоубийственная. Кризисное время переживал народ. Но что интересно? В эти же годы в армии и на флоте было всего 21 самоубийство на 100 000. Этот сам по себе высокий показатель был меньше, чем в обществе в целом. Такое же соотношение сохраняется по сей день. В Вооруженных силах самоубийств на треть ниже, чем в обществе. Из этих беспристрастных цифр следует, что Вооруженные силы Российской Федерации, по которым так рыдают наши СМИ, являются тем государственным институтом, сдерживающим рост самоубийств на одну треть. Статистика есть, попробуй возразить.
Но как бы ни было, наши Вооруженные силы поставлены перед этой проблемой. Надо ее решать. Необходимо определить, что относится к главным причинам, а что — к провоцирующим факторам.
У некоторых исследователей можно прочесть: «Основными причинами самоубийств военнослужащих являются 1) трудности адаптации в армейских условиях, 2) тяжелый нравственный климат в отдельных воинских коллективах, и прочее.
Все правильно. Все это существует и может подтолкнуть человека к мысли о самоубийстве. Указано все, кроме одного слова — «основные». Вот что написано в работе, изданной в 1873 г.: «Главные причины, от которых зависит усиленная смертность в войсках: 1) дурные помещения при расквартировании нижних чинов, состав войск по числу людей слабого сложения, при малом объеме грудной клетки. 2) Служба войск — усиленные караульные наряды, работы, тесные сборы. 3) Количество и качество продовольствия и одежды войск. Вот основные причины смертности в войсках, которые действуют постоянно, независимо от климатических влияний. Второстепенные — причины нравственные, но мы их не будем касаться». Автор написал работу под псевдонимом Л. Л.Л. Может нам, отцы, не стоит повторять ошибок 130-летней давности?
Известный ученый XX века, профессор психиатрии Сикорский на сновании своих исследований доказал, что в основе суицидальных поступков лежит не малый обьем грудной клетки, а грубый эгоизм. На этом он основал свой метод: «Человеку, одержимому идеей, — писал он, — через беседы прививается идея, противоположная эгоизму — о долге, о любви к ближнему и так далее». Надо сказать как только начинаются лекции с личным составом на тему «Самоубийства — это плохо» — процент самоубийств возрастает моментально. Это такая тема, которую никогда не надо называть в лицо, чтобы она не напоминала о себе людям, склонным к такому поступку. Не желая осуждать склонного к самоубийству человека, скажу, отцы, — мы все люди у нас за плечами годы и годы жизни, и есть среди нас люди, которые понимают, как человек доходит до состояния «Пропади оно все пропадом!» Однако следует заметить, что самоубийца действует только по подсказке своего эгоизма, он занят лишь собой, своими страданиями и неприятностями, и это давным-давно доказанный факт. Итак, первопричина не дедовщина, а грубый эгоизм ребенка, который пришел в армию. Трудности адаптации, тяжелый климат, завышенные нагрузки, недоукомплектованность личного состава — это только провоцирующие обстоятельства, правда, очень сильные. Можно сколько угодно нажимать на кнопку взрывного устройства, но если не вкопан фугас — взрыва не будет, все останутся живы и здоровы. Если в душе человека не вкопана первопричина — грубый эгоизм, жизнь может нажимать на любые кнопки внешних бед, невзгод и тягот — взрыва не будет, и человек останется цел и невредим. Вот насколько важно определить, что является первопричиной, а что провоцирующим фактором.
Все это не значит, что не надо недооценивать провоцирующих обстоятельств. Это две стороны одной медали, и каждой необходимо уделять внимание в профилактике суицида. С научной точки зрения первопричина лежит в области внутренней, духовной жизни человека. С религиозной точки зрения путь к суициду выглядит таким образом. Вначале следует утрата веры в Бога. Затем проистекающий из него эгоизм, потеря веры в ценность жизни, безнадежность и самоубийство. Вот основные вехи этого пути. С этим видением пути человека к суицидальному поступку согласна и современная психиатрия. В психиатрии понятие «вера» могут заменять общечеловеческие нравственные ценности, среди которых есть и любовь.
Весной 1914 г. профессор-протоиерей Смирнов в публичной лекции для господ офицеров собрания армии и флота, в присутствии Августейшего Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича сказал: «Пусть наша страна превратится в земной рай. Пусть будет установлен наилучший социальный строй. Пусть не будет бедности и нужды, но если при этом у человека не будет никаких высших ценностей кроме еды, питья и тому подобное — он все равно придет к той мысли, что жить не стоит, так как свинская жизнь есть бессмыслица и нелепость».
В начале о самоубийстве человек даже не задумывается, но отрекается от высших духовно-нравственных идеалов, перестает слушать совесть, сводит жизнь только к себе, интересы сводятся к удовольствиям и материальным благам, опускаются на уровень гедонизма. Это приводит к утрате ощущения ценности жизни.
Бог есть источник жизни, говорил тот же профессор Смирнов. Тот самый проверенный путь, которым тысячелетие жил наш народ, черпая силы и мужество. Только вера в Бога, в высшее предназначение человека может заставить нас ценить жизнь и дорожить ею как высшим даром Небесного Отца. Таково православное видение проблемы суицида. Выход -воцерковление. Разговор с военнослужащим о вере. Говоришь о дисциплине. о патриотизме, об истории с офицерами или мальчиками из глубинки — как только заговоришь о нашей вере, слушают с огромным интересом все. Мы не говорим о самоубийстве. Не подсказываем, что такая лазейка есть. Говорим о заповедях, о Евангелии. И они говорят: «Как жить по Евангелию? Как устроить жизнь в казарме?» И это лучшая и сильнейшая профилактика суицидальных поступков.
К сожалению, некоторые офицеры могут сказать, что это нарушение законодательства. Но мы говорим о вере исключительно с теми, кто желает говорить об этом. Войдите в аудиторию — и вы увидите, с каким интересом слушают батюшку. ГУВР разработал рекомендации командирам воинских частей по профилактике суицида. Что может предложить Русская Православная Церковь? Работу по двум направлениям. Прививать ценности, противоположные эгоизму. Где книга, в которой об этом сказано? Она есть. Эта книга называется «Новый завет». И если мы эту книгу откроем — эгоизм будет потеснен. Второе — надо бороться с провоцирующими факторами, и гуманитарную помощь оказывать, и чаще бывать в воинских частях. Как сказал один военнослужащий: «Батюшка, когда вы идете по плацу, а мы стоим в строю, увидишь вас — и делается так спокойно!».