Русская линия
НГ-Религии Вера Постнова13.07.2005 

Азан над кремлем
В Казани открыта самая большая мечеть Европы

Через четыре с половиной века после завоевания царем Иваном Грозным Казани над кремлевским холмом вновь звучит азан — призыв к мусульманской молитве. Муэдзин созывает правоверных в мечеть «Кул Шариф». С первыми звуками азана в небо взмыла стая черных и белых голубей, символизирующих темные и светлые времена татарской истории. Самая большая в Европе мечеть впервые распахнула двери для мусульман.

Комплекс мечети занимает 19 тыс. кв. м. Ее четыре минарета поднимаются на высоту 57 м, а купол — на 39 м, диаметр купола — 17,5 м. В основе планировки мечети — два квадрата, пересекающихся под углом в 45 градусов — комбинаторный символ ислама «Бисмилля» (Во имя Бога). Главный купол должен вызывать ассоциации с «Казанской шапкой» русских царей, которая ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Низ купола стилизован под «Булгарский венец» из тюльпанов, бывших у булгар (предков татар) символом процветания. Центр композиции — купольное здание — стилизован под мавзолей Аль-Кабир в поволжском городе Булгаре.

В мечети разместятся, кроме мужского и женского молельных залов, музей древних рукописей, музей исламской культуры и библиотека. Красота внутреннего убранства — ковры, цветная хрустальная люстра диаметром в пять метров и весом без малого две тонны, витражи, лепнина, мозаика и позолота — поражает воображение. Генеральный секретарь Организации Исламской Конференции (ОИК) Экмеледдин Ихсаноглу назвал новую мечеть жемчужиной мусульманского мира.

Трагична судьба первой кремлевской мечети Казани, известной когда-то всему мусульманскому миру. Ее последним имамом (настоятелем) был татарский поэт, мыслитель, сеид (почетное прозвище потомков Пророка Мухаммада из ветви, восходящей к его внуку Хусейну) Кул Шариф. Он погиб вместе со своими учениками, защищая до последнего Казань. В честь него и названа новая мечеть. Теперь имамом мечети «Кул Шариф» станет 35-летний священнослужитель Рамиль Юнусов из города Нижнекамска, который получил это предложение от президента Шаймиева.

Ожидалось, что торжество соберет шестнадцать тысяч мусульман только на подходах к мечети «Кул Шариф», на Ярмарочной площади, где были установлены огромные мониторы для прямой трансляции церемонии. Еще пять тысяч верующих должны были разместиться в кремле на площади перед «Кул Шариф». И более полутора тысяч человек должны были присутствовать во время богослужения в мечети.

Однако рядовые мусульмане в массе своей, мягко говоря, проигнорировали историческое событие. С большой натяжкой на открытие пришли пять тысяч правоверных. Права оказалась статистика, утверждающая, что в Татарстане от 1,5 до 2,5% верующих татар, постоянно посещающих мечети. Возможно, пришли бы и не слишком верующие, но кого-то отпугнула погода: над кремлем низко висели черные грозовые тучи, время от времени шел холодный дождь.

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, живущий, по его собственному признанию, «между верой и безверием», попробовал начать свою речь, как и положено мусульманину, с вознесения хвалы Аллаху, что, правда, с первого раза не получилось. Однако он не растерялся и так начал свое выступление: «Уважаемые татарстанцы и гости нашей республики! Сегодня мы являемся свидетелями воплощения в жизнь заветного желания нашего народа — воссоздания мечети «Кул Шариф"… Девять лет назад, в феврале 1996 года, согласно Указу президента Республики Татарстан «О концепции сохранения, развития и использования ансамбля Казанского кремля» здесь, на месте будущей мечети «Кул Шариф», был заложен памятный знак. Одновременно в том же указе было принято решение о реставрации Благовещенского собора… В этом историческом деянии воплотился благородный дух нашего народа».

Воссоздание кремлевской мечети в сознании каждого мусульманина — это прежде всего возвращение в кремль, откуда их предки были изгнаны московским царем, то есть возвращение к своим истокам. Что касается роли Шаймиева в восстановлении мечети, то о ней намекнул в своем выступлении генсек ОИК Экмеледдин Ихсаноглу. «В Коране, — заявил он, — сказано: «Тому, кто построит дом Аллаха на земле, Аллах построит дом в раю». Это было воспринято собравшимися как благодарность Шаймиеву от всех мусульман.

Конечно, Шаймиев построил «дом Аллаха на земле» не на свои деньги, а на средства ОАО «Татнефть» и многочисленные пожертвования, но именно его политическая воля и обеспечила ему имидж политика, покровительствующего исламу. Осталось только научиться совершать намаз.

Духовному управлению мусульман Татарстана содержать столь многофункциональную мечеть не по карману, поэтому финансироваться она будет из госбюджета, став тем самым мечетью республиканского значения.

По словам Шаймиева, «мечеть «Кул Шариф» — это новый символ Казани и Татарстана».

http://religion.ng.ru/facts/2005−07−13/2_azan.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика