Русская линия
АиФ Москва Ирина Кочетова13.07.2005 

Данилов мастер

В православных церквях наряду со старыми иконами появляется много новых. Кто их пишет?

ДО РЕВОЛЮЦИИ в России работали тысячи иконописных мастерских. Потом остались лишь две — в Троице-Сергиевой лавре и Новодевичьем монастыре (нынешнее «Софрино»). В 1983 г. ослабло гонение на церковь, открылся Данилов монастырь. Для воссоздания его былого великолепия пригласили мастеров со всей страны, в том числе иконописцев. В мастерской, открывшейся в монастыре, трудились архимандрит Зинон (Теодор), священник Вячеслав Савиных, мастера из Троице-Сергиевой лавры. Сейчас в мастерской 15 художников. Они пишут иконы не только для Данилова монастыря: вместе с реставраторами, ювелирами ухаживают за храмами на трех подворьях, поддерживают домовые церкви в Московском доме ребенка и детском приемнике-распределителе.

Как пишутся сегодня иконы? По словам одного из самых опытных иконописцев мастерской Юрия Рябова, годится только доска из древесины, не содержащей смол, иначе они могут со временем выступить. Греческие иконописцы используют кипарисовые доски, наши — чаще липовые. С лицевой стороны мездровым клеем (из костей осетровых рыб) наклеивается льняная ткань — паволока. Выдерживается неделю — для придания дополнительной крепости и исключения трещин. Потом готовят левкас — смесь мездрового (или желатинового) клея и мела с добавлением олифы. Слой накладывают на паволоку и после высыхания полируют. Дальше наносится рисунок. После этого золотят фон иконы, нимбы святых. И только теперь иконописец приступает к живописи. Краски натуральные, изготовленные по старинным рецептам: яичный желток и дающий определенный цвет природный пигмент. Красный, например, дает киноварь, привозимая из Крыма, Афганистана. Минералы разбивают молотками, растирают с водой до состояния мельчайшего порошка и смешивают с яичным желтком. Готовую икону покрывают слоем олифы — она пропитывает краски, левкас и заходит даже в древесину. Это дополнительно склеивает все слои, делает краски насыщеннее, заставляет золото светиться.

Главное дело, которому иконописцы учатся всю жизнь, — написание ликов. Рябов говорит, что православные иконы изображают дух святого, а не лицо. Икона — это молчаливая литургия, которая может воздействовать на человека иногда сильнее самой службы. Настоящий святой лик лишен страстности, строгости, он не укоряет, не осуждает, приносит душе покой и умиротворение. Вершиной русской иконописи Юрий считает ХV век, эпоху Андрея Рублева. Эти иконы просты, написаны будто ребенком, а лики — неземные. К сожалению, позже из икон стала выхолащиваться духовность, добавляться, следуя западной моде, «красивость». Иконы превратились в предметы роскоши, их перегрузили ненужными деталями. Сейчас мастера возвращаются к традициям древней иконописи. Юрий придерживается русской традиции, рублевского стиля.

Несколько лет назад с Юрием произошел удивительный случай. Писал он небольшую икону аналойного размера, и во время работы руки все время были в масле, хотя масло нигде не используется, только в конце наносится олифа. Пока работал, удивлялся, но не задумывался — увлечен был. Потом только пришла мысль о том, что икона мироточила еще в момент ее создания. Никогда ни до, ни после ничего подобного с ним не происходило…

http://www.aif.ru/online/moskva/626/3202


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика