Труд | Валерий Коновалов, Ольга Бабанова | 13.07.2005 |
…Ясный день. Храм словно на картинке. Ни строительные леса, коими церковь обнесена со всех сторон, ни мешки с цементом, бетономешалка — ничто не затеняет красоты. Днем здесь ведутся строительные работы. Бездействовавший 70 с лишним лет храм обретает второе рождение.
…Ступенька, вторая, третья… Новая лестница, еще не потерявшая запаха дерева, круто ведет вверх. Хотя храм пока не работает, поклониться недавно появившейся в нем иконе приходят местные жители.
— В прошлом году, перед тем как стены белить, их скоблили, старую штукатурку отбивали. Это место даже с порошком щеткой оттирал, ничего не было, одна черная копоть, никаких намеков на роспись, — рассказывает один из строителей Анатолий. — Один угол никак не подсыхал. Целый год это место мокло, как будто плакало. И тут недавно смотрю, кусок штукатурки отошел. Отковырнул кусок, а там роспись видна. И вдруг вода оттуда пошла. Холодная, ледяная почти. Открыли это место, очистили.
— Видно ее хорошо стало. Редкая это икона, нигде подобной больше нет. Потому, наверное, и не позволяла себя замазывать, не давала забыть, — рассуждает о случившемся староста прихода Марья Михайловна Кириченко. — Мы бы сразу и не определили, что изображено. Сфотографировали, и только уже потом с помощью компьютера выяснили. Батюшке показали. Велел не трогать, оставить все как есть. Наверное, восстанавливать будем.
— Что проявилась — это хорошо, а вот что плачет, говорят, плохо, — вздыхает Марья Михайловна. — Почему? Наверное, оттого, что храм порушили, погубили святыню. Теперь уже шестой год восстанавливаем.
— Чего только здесь не было — и кузница, и колхозный гараж. Сколько мешков мусора вывезли, когда субботники проводили! — разговорился со мной на улице молодой человек, представившийся Сергеем. — Может, вместе с рождением храма и душа у кого-то заново родится. Вы знаете, я ведь раньше в городе жил. Выучился на токаря, а работы найти не мог. Начал принимать наркотики. Бывало, из дому вещи уносил. Чтобы «завязать», ушел в монастырь. А оттуда уже и сюда — предложили поработать. Деньги невеликие получаем — храм-то на пожертвования восстанавливается. В прошлом году купола установили. Нынешним летом, надеемся, храм откроет свои двери.
Рассказали мне здесь и о том, что похожий храм есть только в Германии — 26 видов кирпича здесь использовано.
Храм — это подарок землякам купца Николая Чукмалдина. Еще раньше он училище открыл, библиотеку, для поддержки крестьян — сельский банк. Освящение церкви состоялось в мае 1901 года, в этот же день кулаковцы проводили в последний путь и Чукмалдина. Отпевали в церкви, только что выстроенной на его средства. В ней же, соорудив склеп, оставили на вечный покой. Только вот спустя два десятилетия новые хозяева выбросили прах купца в Туру. Может, оттого и плачут стены храма?
КОММЕНТАРИЙ
Православная Церковь рекомендует крайне осторожно относиться к разнообразным чудесам и знамениям. Иногда те или иные явления, которые могут показаться чудом, на самом деле объясняются вполне естественными причинами. Случаются и спекуляции на мнимых чудесах. При этом на протяжении всей своей истории Церковь тщательно фиксирует и изучает сообщения о многочисленных знамениях. В последние годы этим занимается специальная комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской православной церкви. Ее сопредседатель Павел Флоренский — внук выдающегося богослова о. Павла Флоренского. Сам он, светский ученый, профессор Госуниверситета нефти и газа им. И.М. Губкина, в своих комментариях к необычным явлениям такого рода неизменно подчеркивает, что нужно отделять благочестивые мифы от действительных знамений, неподвластных научному объяснению и законам природы. В распоряжении комиссии, по свидетельству Павла Флоренского, есть великое множество примеров как того, так и другого.
А секретарь этой комиссии Сергей Сошинский обращал внимание на то, что, судя по количеству сообщений о чудесных знамениях, наша Церковь переживает какой-то особый период своей истории. И как раз наиболее часты сообщения о мироточении и чудесном обновлении икон. Но преувеличивать значение такого рода явлений, считают в комиссии, не следовало бы. Нельзя строить христианскую жизнь на ожидании чудес. Не чудесами спасается человек, но своей жизнью в Церкви. Главное — чтобы мироточили и обновлялись души людей.
О своем отношении к чудесам и их интерпретациям диакон Андрей Кураев говорит так:
— Чудо само по себе доказывает только то, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая, сверхобыденная реальность. Но что это за реальность, каково имя ее, какой у нее замысел относительно нас, по отношению к нам? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И потому чудо не может доказать истинность православия или христианства.
И я думаю, что истинность православия доказывается не столько чудесами, а тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются. Путь к Встрече пролегает не через чудеса, но чудеса оказываются на церковном языке знамениями того, что Встреча состоялась. Величайшее чудо — это существование мира, существование жизни человека. Бог христиан — Бог тактичный, Он не насилует свободу человека. И Господь в Евангелии требовал сначала веры, а в ответ на веру творил чудеса.