Победа.Ru | Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов) | 12.07.2005 |
Тема нашего собрания — духовное окормление, духовно-нравственное воспитание русского воинства — имеет огромное значение. Сначала уместно поговорить о целях, к которым мы сегодня стремимся. Реальность духовного мира можно отрицать, однако от этого она реальностью быть не перестанет. Поэтому объективная необходимость участия Православной Церкви, православного духовенства в общественной жизни России признается большей частью российского общества. Все больше людей понимают, что беды современного российского общества, не исключая и армии, коренятся не в социально-экономической и политической, а в нравственной сфере. Отсюда естественно возникает желание улучшить нравственный климат в нашей стране. И люди, часто даже маловерующие, просят помощи Церкви. Православный пастырь, в свою очередь, понимает, что его ждут не только как священника, но и как учителя добрых нравов, который должен стать «всем для всех».
Мы хотим иметь сильную армию, надежную защиту, крепкое, здоровое, единое воинство, а не сборище крепостных или гигантское охранное предприятие. Для того чтобы воплотить желаемое в действительность, необходимо прибегнуть к духовному источнику, другого пути нет. Этому нас учит Святая Церковь. Таковы и уроки прошлого нашего Отечества.
Всем нам не раз приходилось слышать слова «жизнь — это борьба». Это выражение материалистов, которые понимают жизнь как борьбу, как зоологическую конкуренцию за выживание, имеющую место как среди людей, так и среди животных. Однако это выражение приемлемо и для христианина, но только совсем в ином смысле. Наша жизнь — это война добра и зла, война, которую ведет дьявол против Бога. Приняв Святое Крещение, мы становимся воинами Христовыми. Битва против дьявола и его козней совершается каждый день, каждый час, каждое мгновение. Совершается как в нашей личной жизни, так и в общественной.
Вспомним историю Ветхого Завета. До тех пор, пока израильтяне были верны Богу, им всегда сопутствовали победы. Но когда древние иудеи отступали от веры и начинали роптать на Господа, победа оставляла их. Не смогли они без помощи Божией завоевать землю обетованную и были разгромлены. Без Бога нельзя достичь победы. Все что было достигнуто без упования на Бога, одними нашими усилиями, очень скоро обращается в пепел и прах. И восстать из этого праха можно только одним способом — покаянием. Как только израильтяне начинали исполнять заповеди Бога, Он щедро воздавал им за все перенесенные скорби и поражения. Так было во времена израильского судии Гедеона, когда 300 воинов разбили непобедимых до этого врагов.
Святая Православная Церковь, наследница ветхозаветного народа Божия, получив сокровища Богооткровенной истины, должна бережно хранить их, следуя за Христом, и не допускать тех ошибок и грехов, которые совершал Израиль Ветхозаветный. Помнить об этих ошибках и избегать особенно тщательно тогда, когда в руки берем оружие, когда готовимся к возможной битве.
Божиим Промыслом Россия в современном мире занимает положение, во многом схожее с тем, которое занимал Израиль во времена ветхозаветные. Православная Русь, Удел Пресвятой Богородицы, — посреди бушующего моря еретических учений, язычества и сатанизма. Россия — третий Рим, удерживающий теперь мир от пришествия антихриста. Поистине нам многое дано. И преступно забывать слова Спасителя о том, что от всякого, кому много дано, много и потребуется. Мы призваны быть верными Богу, его заповедям.
Нам не нужно бороться за победу: победа уже нам дарована, а наша задача — удержать ее. Что может вырвать ее из наших рук?
Церковь всегда почитала войну злом. Воинское искусство также само по себе не является чем-то хорошим. Святитель Василий Великий рекомендовал воинам, убивавшим врагов, в течение трех лет после того воздерживаться от причащения Святых Христовых Таин как имеющим нечистые руки. Правило это Православной Церковью не применялось, но оно свидетельствует о том, что война по своей природе не есть добро. Однако если враг угрожает Отечеству и нашим ближним, тогда вооруженное сопротивление становится священным долгом христианина. Это и есть продолжение войны против сатаны и его воинства, к которой призван каждый христианин. Одержать победу над врагом можно только в том случае, если он является врагом не только нашим, но врагом Божиим, противником его святых заповедей. Соответственно, если мы сами не будем жить по Божиим заповедям, то будем терпеть поражение за поражением.
В истории Руси есть тому немало примеров. После крещения Руси начинается рассвет русской государственности. Владения киевских князей расширяются. Русь становится одним из ведущих государств Европы. Однако пройдет чуть более 200 лет, и русские земли подвергнутся завоеваниям диких народов — монголов. Князья, чье слово имело вес и в Константинополе, и в Риме, и в Париже, преклонили колена пред монгольскими ханами. Можно искать причины в климатических условиях, особенностях социально-экономического развития и многом другом. Но есть первоисточник постигших тогда русский народ бед, который находится, во-первых, в духовной, а во-вторых, в нравственной сфере. Княжеские усобицы, жертвами которых стали еще святые страстотерпцы Борис и Глеб, губили Русь. Но не было бы этих усобиц, если бы русские князья соблюдали заповедь «почитай отца твоего и матерь твою, и тебе будет хорошо на земле». Отсюда происходила и нравственная деградация, которая была следствием духовного падения. Академик Рыбаков пишет, что в 12 веке князья и бояре начинают тяготеть к язычеству, отступая от Святого Православия. Как это похоже на ветхозаветный Израиль. И русский народ был предан под власть иноземцев, и спасение было дано лишь тогда, когда в русских лесах просиял великий подвижник преподобного Сергий Радонежский. Его молитвенный подвиг, его высочайшая по святости жизнь были началом возрождения Руси. По его благословению множество учеников рассеялось по лицу русской земли, основав обители, ставшие центрами возрождения духовной жизни. Он же благословил на ратной подвиг Святого Благоверного великого князя Димитрия Донского. Молитва и благословение стали началом великой победы на Дону. Через покаяние началось возрождение русского воинства, а не через совершенствование правовых механизмов.
Чем было сильно ополчение князя Пожарского, освободившее в 1612 году Москву и спасшее Россию? У него не было ни более совершенного, чем у интервентов вооружения, ни более опытных воинов. Единственным оружием, которому ничего не мог противопоставить враг, были молитва священномученика Ермогена и благословение преподобного Иринарха Ростовского, затворника.
Русская история изобилует примерами как блестящих воинских успехов, так и тяжких поражений. При тщательном рассмотрении военной истории нашей страны мы обнаружим, что все великие русские полководцы, с чьими именами связана слава русского оружия, были глубоко верующими христианами, вели подлинно святую жизнь. Назовем Святого праведного Феодора Ушакова, величайшего полководца, ныне прославленного в лике святых. Истинным христианином и настоящим праведником был и генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Под их руководством было выиграно множество сражений, и причиной тому была помощь Божия. «Молись Богу — от него победа», — говорил своим солдатам Суворов. Он наставлял, что только вера Православная может быть в основе победы над врагом.
В 1812 году «просвещенные» французы не стеснялись под сводами древних храмов устраивать конюшни. Наполеоновские солдаты стирали на иконах, как на досках, свое белье, из евхаристических сосудов пили вино и совершали многие другие кощунственные действия. Это сравнимо только с тем, что совершали сатанисты на своих черных мессах. И все эти кощунства не помешали католическим архиереям прославлять поход Наполеона как бессмертное оружие совершения чудес, которое, по словам одного из них, «Бог избрал для искоренения всякого коварства и усмирения всякой гордыни».
В 1812 году у русского народа хватило мужества, чтобы обратиться к Богу, покаяться. И укрепившись единственным оружием, против которого никогда не будет изобретено никакой защиты, — благодатью Божией — русский народ разбил врага.
В середине XIX века положение изменилось, как это ни прискорбно. Об этом свидетельствует случай, про c шедший на Крымской войне, описанный С. А. Нилусом. Когда по внушению Божию архиепископ Херсонский прибыл в Севастополь с чудотворной иконой Божией Матери и велел доложить главнокомандующему, светлейшему князю Меньшикову, о том, что Царица Небесная грядет спасать Севастополь, тот ответил: «Передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную, мы и без Нее обойдемся». Получив такой кощунственный ответ, владыка Иннокентий тем не менее благословил нести икону на бастион. Знаменательно, что при штурме Севастополя только эта сторона крепости не была взята противником. Итоги Крымской войны известны потомкам. Англо-французский десант разгромил русскую армию, а русский военный флот был надолго изгнан из вод Черного моря.
«Я есмь Лоза, а вы ветви», — научает нас Спаситель. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Господь. Отвергая помощь Божию, российское общество, включая и армию, оказывается беззащитным пред дьявольскими силами. Именно укоренением в безбожии сначала в умах офицерства, а затем уже и солдат, объясняется то, что русская армия, в составе которой остается по-прежнему немало талантливых военачальников и храбрых бойцов, превратилась во второстепенную армию.
Наступила Первая мировая война, за которой последовала революция, сломившая православную Российскую империю и открывшая новую кровавую жестокую эпоху — эпоху торжества насилия и гонения на христианство, эпоху мученичества. Почему такое произошло, когда среди русского народа были великие молитвенники, когда сам последний Царь Николай Александрович был святой и праведной жизни? Почему Господь попускал все эти неудачи? Ответ может быть один: грехи и беззакония, совершавшиеся в России, превысили крайнюю меру долготерпения Божия. Разложенные революционной пропагандой, русские солдаты бежали с фронта, обращали оружие против своих соплеменников. «Гениальные» большевистские вожди привели русский народ к позорному Брестскому миру. Новая власть очень скоро начала борьбу с Православием. Против этого стали выступать многие русские люди, и их знаменем стала защита веры и Отечества. Внешне это очень походило на всеобщее народное движение периода Смутного времени, которое выкристаллизовалось в ополчение Минина и Пожарского. Но к сожалению, сходство это было больше внешнее.
Митрополит Вениамин (Федченков), бывший в войсках генерала Врангеля, говорил, что русская армия героичная, но она «некрещеная». Одного героизма, одного воинского таланта мало для того, чтобы одержать победу. Клятвопреступление, предательство царя и безбожие не могли не привести армию к катастрофе. Большевикам не был дан жесткий отпор. Таким образом, Красная армия не имела мощного противника до 1941 года.
22 июня 1941 года в день всех святых, в земле Российской просиявших, армия нацистской Германии напала на Россию. В первые же дни войны казалось, что Красная армия будет разгромлена. Огромные потери в живой силе, потеря значительной части территории — все это уже не оставляло надежды на благоприятный исход. Власти были в растерянности. Коммунистическая власть оказалась перед суровой реальностью скорого разгрома. Единственный голос в России, который не дрогнул в первые дни тяжких испытаний, был голосом Церкви. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к русскому народу. Тогда же митрополит Илия, укрывшись в подземелье, начал молиться Божией Матери. Царица Небесная, явившись ему, повелела сказать властям условия, при которых будет одержана победа: это открытие храмов и монастырей, возобновление богослужений. Тысячу дней и ночей стоял на камне преподобный Серафим Вырицкий. Молился русский народ. Победа была одержана.
Но митрополиту Илии не дали рассказать народу о заступничестве в войне Божией Матери. В обществе распространялось мнение о великой заслуге компартии, о роли же Церкви умалчивалось.
В первые послевоенные годы положение Церкви и верующих было терпимым, в последующие — изменилось не в лучшую сторону. Вместе с государственной политикой меняется и ситуация в войсках. Так, если в 50-е годы солдатам можно было в казармах держать иконы, то следующим призывникам даже запрещают носить нательные кресты.
Положение в современной армии — наследие безбожного государства, проповедавшего материалистические, антихристианские идеалы. В советском обществе еще оставались христианские идеалы самопожертвования, труда во имя ближнего, ибо то поколение воспитывалось еще в среде, в глубинах которой сохранялись православные устои. Но к сожалению, у тех великих трудов, которые предпринимал в те годы русский народ, уже не было важнейшей духовной основы. Всякому труду должна предшествовать молитва, духовное делание, которым любой труд освещается. Но молитва в советском обществе была забыта, и последствия этого быстро проявились. Аналогичные процессы происходили и в армии. Как объяснить человеку, не верующему в Бога, что такое Родина, почему он должен воевать, а быть может, и погибать за Родину, где ему платят зарплату меньше, чем платили бы в другой стране. Можно ли учить бойца, что материальные ценности — не самое главное, и при этом утверждать, что материя первична?
Современная психология утверждает: «Добрые нравственные качества, если они не возобновляются через семейное и общественное воспитание, живут в людях на протяжении примерно трех-четырех поколений, после чего угасают». Как только духовно-нравственный резерв, оставленный нам нашими православными предками, был исчерпан, советское общество, оказавшись вполне материалистическим, — рассыпалось.
Русское воинство не утратило еще своей былой мощи, по-прежнему русский солдат являет примеры удивительного мужества и бесстрашия. Среди русских офицеров еще много талантливых командиров, умеющих побеждать внешнего врага. А простой русский солдат, проходивший срочную службу, прославил Христа своей мученической кончиной.
Русское воинство умеет побеждать, но сегодня оно нуждается в неотложной духовной помощи, без которой может полностью потерять свою боеспособность.
Не для того чтобы читать лекции, не для заполнения идеологического вакуума и даже не только для нравственного воспитания должен идти в казармы православный священник. Главной, основной целью, которую ставит перед собой Церковь в деле духовного окормления военнослужащих, является спасение их душ. Мы должны обратиться к Богу, припасть к неиссякаемому источнику Его милости и щедрот, научиться быть христианами. И для этого мало построить часовню на территории части, мало приглашать регулярно священника. Необходимо, чтобы вся жизнь в армии была проникнута христианским духом. Необходимо участие военнослужащих в церковных Таинствах, необходимо постоянное христианское воспитание бойцов. И Господь не оставит нас. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — зовет всех Христос Бог. Нельзя напиться один раз на всю жизнь. Так и духовно надо постоянно расти, иначе мы будем духовно деградировать. И деградация эта может совершиться очень быстро. Надо помнить, что православие — это не свод морально-этических норм. Православие — это жизнь со Христом и во Христе. И Христос есть Путь, и Истина, и Жизнь. Духовный труд нелегок. Независимо от того, сколько времени на него уходит. Но он необходим, и никакой замены ему нет и в принципе быть не может. Именно он является важнейшей основой боеспособности нашей армии.
Очень отрадно, что сегодня командование сибирским военным округом с искренним интересом и сочувствием откликнулось на призыв Русской Православной Церкви к совместной деятельности. Не будем же повторять тех ошибок, что некогда допускались. И тогда славные времена святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святого праведного Феодора Ушакова и Александра Васильевича Суворова, адмирала Нахимова, генерала Скобелева, маршала Жукова вновь станут близки нам, вновь русское воинство будет непобедимо, а времена поражений и скорбей обратятся в предания старины глубокой.