Труд | Валерий Коновалов | 12.07.2005 |
Но самое удивительное не то, как удалось все это автору выдумать и сочетать, а то, что он почти ничего не выдумал. То есть в главном роман Александра Полякова «Огненный Авва» почти документален. Он рассказывает о человеке действительно фантастической судьбы — знаменитом старце Сампсоне, почти что нашем современнике — умер он в 1979 году. А будучи совсем юным, он, тогда граф Эдуард Сиверс, принял православие и монашеский постриг, а затем пережил необычайные испытания и приключения, которых хватило бы не на один авантюрный роман.
Однако Александр Поляков обратился к личности старца Сампсона и его жизни не для того, чтобы развлечь читателя. Это книга о духовном поиске, о вере и о нашем будущем. Ведь такие удивительные судьбы и такие уникальные личности позволяют многое понять и в нас самих, и во времени, и в стране, в которых мы живем.
Таков уж этот необычный роман, что совершенно естественно, например, в главе, повествующей о революционных брожениях в Петрограде, вдруг звучат такие слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя грубую оболочку — тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела… «Да ведь это то, что занимало тогда более всего главного героя. И мысли о вечном, духовный поиск были главным стержнем его жизни, а потому стали и основой сюжета книги. Подлинные дневниковые записи старца Сампсона и свидетельства его духовных детей здесь вполне уместны.
Еще при жизни иеросхимонах Сампсон приобрел народную известность. К нему ехали за помощью и советом в самых разнообразных злоключениях. И сейчас его могила на Николо-Архангельском кладбище в Москве — место паломничества.