Татьянин день | Владислав Петрушко | 12.07.2005 |
Мы попросили ответственного редактора сайта «Седмица.ру», кандидата богословия Владислава Петрушко поделиться своими размышлениями о том, что представляет собой православный сектор рунета и каковы перспективы его развития.
— Владислав, не могли бы Вы охарактеризовать православный сектор рунета, основные составляющие, посетителей, тенденции развития?
— Чтобы в первом приближении попытаться оценить расстановку сил в православном интернете, можно обратиться к разделу «Религия» рейтинга Rambler, поскольку подавляющее большинство религиозных сайтов включено в его систему интернет-статистики. Хорошо заметно, что лидирующие позиции занимают, главным образом, те сайты, которые возникли давно, на заре появления православного интернета. Бесспорный лидер — «Православие.ру». Чуть ниже в рейтинге — официальный сайт РПЦ, который редактирует Служба коммуникаций ОВЦС МП. Здесь же можно назвать такие два неофициальных православный сайта, как «Радонеж» (сайт радио и газеты «Радонеж») и «Русская линия», информационное агентство, которое, с одной стороны, имеет религиозную страницу, с другой — старается комментировать общественно-политические события с позиции людей православных, но с консервативным складом политического мышления. Эти сайты, появившиеся 5−6 лет тому назад, вполне заслуженно лидируют. На мой взгляд, сегодня есть немало других очень интересных сайтов, вполне способных составить конкуренцию старым лидерам, но они пока что «не раскручены» и мало знакомы пользователям.
В то же время православный интернет имеет большие перспективы. Это связано, прежде всего, с оперативностью подачи материала и другими уникальными возможностями, которые дает интернет. Так, например, он в состоянии связать в единое информационное пространство самые отдаленные епархии и регионы. В этом смысле, на мой взгляд, очень интересен проект «Епархия», в котором представлены уже около десятка епархий Русской Церкви. Их сайты сведены в очень интересную и компактную структуру. Но в то же время портал дает возможность выйти на отдельные епархиальные сайты, содержащие разделы о каждой из епархий, ее истории, храмах, святынях и т. д. Пользователи портала «Епархия» могут одновременно знакомиться и с общецерковной лентой новостей, и с епархиальными новостями. Думаю, этот проект будет развиваться и далее — за ним большое будущее, хотя он пока не входит в число лидеров по рейтингу.
Очень важно и прочие епархии побудить к тому, чтобы они подключились к этой программе. А вообще иногда складывается довольно странное впечатление: как будто жизнь у нас ключом бьет только в Екатеринбургской, Владивостокской, Архангельской, Барнаульской и еще нескольких епархиях, в то время как из некоторых регионов, как из черных дыр, никогда не поступает никакой информации. Трудно себе представить, что там не происходит никаких событий. Получается, что картина церковной жизни, которую создает интернет, заметно отличается от реальной.
— Вы являетесь ответственным редактором сайта ЦНЦ «Православная энциклопедия» «Седмица». Один из основных его разделов — это динамично обновляющаяся новостная лента. Не могли бы Вы прокомментировать, какие еще новостные агентства работают в православном секторе? В чем их специфика?
— Если говорить о новостных лентах православных интернет-сайтов, то, к сожалению, приходится признать, что почти все они пользуются вторичными материалами. Бывает так, что та или иная редакция имеет какой-то собственный репортерский материал, который ставится на ленту сайта, но эти отдельные вкрапления, скорее, исключения, а не правило. К сожалению, это касается и «Седмицы». У нас только новости патриаршего служения — это то, что мы целиком создаем сами. Эти материалы, в основном, готовит наш корреспондент Юрий Клиценко, постоянно присутствующий при Святейшем Патриархе на богослужениях и во время официальных мероприятий. Что касается собственно новостной ленты, увы, мы не можем себе позволить такую роскошь — иметь собственных корреспондентов. Вопрос упирается, как всегда, в отсутствие средств: содержание корреспондентской сети стоит очень дорого.
Жаль, но настоящего православного информационного агентства в масштабе всей Русской Православной Церкви до сих пор так и не создано, и едва ли в ближайшее время такое агентство возникнет. Сейчас мы вынуждены доверять светским агентствам, но даже ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Интерфакс и другие, освещая церковную жизнь, допускают ошибки. Иногда информация бывает подана так, что становится понятно: журналист не понимает специфики церковной жизни, а потому дает ее искаженную картину. Так что мы стараемся тщательно редактировать буквально каждую новость, иначе есть риск повторить за светскими журналистами ляпсусы типа: «Епископ ушел на покой и постригся в монахи».
Если бы было создано серьезное православное агентство, которое давало бы более качественный продукт и могло гарантировать православный взгляд на события, это было бы замечательно. Но кто будет финансировать такое агентство, содержать огромную сеть корреспондентов? Одним из выходов может быть создание более мощного пула епархиальных сайтов, тогда — со временем — можно будет на базе местных епархиальных пресс-служб создать сеть, которая отчасти заменила бы собой корреспондентскую.
— Если вернуться к основным информационным порталам, какие из них, на Ваш взгляд, наиболее крупные? Если я хочу узнать, что сейчас происходит в Православии, куда мне обратиться?
— Именно о Православии? На «Православии.ру», например, присутствуют две новостные ленты: одна освещает события в России (в основном — в Русской Православной Церкви), вторая — это новости Поместных Православных Церквей. Но на этом сайте почти никогда не касаются событий в инославных церквах, событий, связанных с другими религиями.
Мы на «Седмице» исходим из других соображений: считаем необходимым, чтобы наши читатели имели представление и о том, что происходит в других конфессиях. Другое дело, что такая информация должна быть соответствующим образом подана, это должен быть взгляд православного человека. Поэтому если мы воспроизводим информацию других агентств, мы ее также серьезно редактируем.
Но с другой стороны, можно себе представить, сколь тяжело видеть перед глазами только официоз. Поэтому, в отличие от Патриаршего раздела, наша новостная лента содержит новости, которые подаются и в неформальном стиле, иногда — даже курьезы. По-моему, такие вкрапления должны присутствовать в новостной ленте, потому что читатели устают, следя за более серьезными сообщениями. Все мы помним знаменитый эпизод из жития преподобного Антония Великого, который как-то пошутил со своими учениками, и кто-то его за это упрекнул. Преподобный заставил человека натягивать лук до предела, пока тот не сказал, что лук вот-вот сломается. На это авва заметил: «Так и человек, если не пошутить, не отдохнуть в какую-то минуту, напряжение его может оказаться предельным». Это, конечно, не значит, что мы допускаем на ленте какие-то «жареные» факты, но иногда давать информацию, которая носит просто познавательный характер или выглядит некоторым курьезом, считаем вполне допустимым. Главное, чтобы во всем была мера.
Еще об одном хотелось бы сказать. Существуют сайты (в том числе и «Русская линия»), которые откликаются на события политической и общественной жизни, публикуют аналитические материалы на эту тему. Хорошо, что такие сайты есть, но надо понимать, что их позицию ни в коей мере нельзя ассоциировать со взглядом всей Русской Православной Церкви на ту или иную проблему. В нашей Церкви есть люди и с монархическими, и с демократическими убеждениями, и правые, и левые. И оценка политических событий должна даваться так, чтобы было понятно, что это взгляд, присущий той или иной группе людей, но не позиция всей Церкви. Просто нужно понимать, что это далеко не единственная точка зрения на события, которая возможна. В то же время есть сайты, которые не могут себе позволить никаких политических оценок вообще. И наша «Седмице» — в их числе. Иногда нам присылают письма с упреками в том, что мы не откликнулись на то или иное событие. Но мы представляем собой издание церковно-научного центра «Православная энциклопедия», главным редактором которой является Святейший Патриарх. Поскольку наша оценка событий может быть воспринята как официальная позиция Церкви, мы лучше промолчим лишний раз.
— Интернет можно охарактеризовать как инструмент, который можно использовать и для благих, и для худых целей. Как, по Вашему мнению, Церковь может использовать преимущества интернета и существует ли его потенциальная опасность?
— Эта вечная проблема применима к очень многим явлениям нашей жизни. И ножом можно резать продукты, а можно убить человека. Если кто-то настолько не управляет собой, что лезет туда, куда не следует, наверное, ему лучше воздержаться от пользования интернетом. Но если у человека все в порядке с волевым контролем, то проблемы здесь не существует. Кроме того, при современном уровне технологии не представляет сложности заблокировать какие-то нежелательные сайты.
Просто взять и отвергнуть интернет было бы неразумно. Мы должны ориентироваться на современные технологические достижения, использовать их во благо Церкви. Наверное, в первое время было не совсем удобно, когда в храмах появилось электричество, но сейчас представить себе, что мы будем непременно освещать наши храмы свечами (при современном-то темпе жизни!) — это, может быть, благочестиво и хорошо, но не совсем разумно в огромном мегаполисе, который диктует свои условия. То же касается и интернета: он необходим, если мы хотим, чтобы оперативно доставлялась информация, чтобы люди находились в курсе событий. Сегодня Церковь земная, наш церковный организм, должна функционировать в гораздо более быстром темпе, чем прежде. Думаю, интернет просто необходим, чтобы Церковь могла нормально существовать в современном сложном обществе, отвечать на его вызовы и нести в нем свое служение.
Беседовала Елена Дятлова, выпускник МИДА
N 2 (59) 2005