«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Предтеча. Многие соблазнились туманным характером этой миссии. Предтеча — не Мессия. Но зачем он тогда вообще? И от секты поклонников Иоанна, не признававших Мессией Иисуса (они существуют и по сей день), через исполненного соблазна Крестителя Да Винчи, до кощунственной пьесы Оскара Уайльда и умозаключений библейской критики образ Крестителя искажался в глазах неверующих.
А ведь все очень просто. Ключевое слово в жизни Иоанна — «покаяние». «Дитя молитвы», чудом родившийся у бездетных родителей, он был примером неограниченной милости Божией. Но он пришел в мир для того, чтобы утвердить покаяние, которое всегда предшествует милости. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — восклицал он в пустыне, и люди каялись. Это — самое удивительное: иудеи того времени, закосневшие в гордом сознании своей безгрешности в силу некогда заключенного с Богом завета, а на самом деле давно потерявшие связь с Ним, не могли и не хотели услышать этот призыв. «Нераскаянны были иудеи, — говорил святитель Иоанн Златоуст, — и никогда не чувствовали грехов своих, но, будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особенно и губило их, и отдаляло от веры». Однако Иоанна услышали многие, и шли к Иордану, исповедуя грехи, крестились в водах.
Лишь один раз он не имел права призвать: «Покайся» — когда к нему пришел Сын Человеческий. Но именно тогда Господь показал истинный смысл пришествия Иоанна. Иисус был безгрешен, ибо был Богом, но и Он принял крещение от Своего Предтечи — как человек. Таким образом, человечеству был указан единственный путь, по которому оно должно следовать, — путь покаяния. И в начале этого пути стоит пустынник у реки.
Креститель говорил про себя, что он не Илия, великий пророк, взятый живым в Царство Небесное. Но уже после мученической смерти Иоанна Иисус назвал его Илией. Это противоречие кажущееся — Иоанн не был Илией ни физически, ни душевно (как хотели бы думать верующие в реинкарнацию). Но на нем был дух Илии, творивший некогда чудеса. Однако самое великое чудо он явил в дни земной жизни Господа — чудо покаяния и прощения.
Мир был омыт крестильной водой Иордана, а потом — кровью самого Крестителя, убитого за свой призыв владыкой, не желающим расстаться со своей страстью и покаяться. В этой истории — предварение Страстей Господних, где роль жаждущего крови народа исполняла Иродиада, а равнодушного Пилата — Ирод Антипа. Жизнь и миссия Иоанна были завершены, и Царство Небесное поистине приблизилось.
7.07.2005
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?searchform&art=214 426 143