Русская линия
Вести (Санкт-Петербург) Виктор Котляров09.07.2005 

Под монашескую молитву

«На Ладожском озере, на Валаамском острове строить вновь монастырь» — в 1715 году последовал указ Петра I. Так в 1717 — 1736 годах вновь возводится Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, бывший крупный религиозно-культурный центр Русского государства. За свою историю монастырь пережил множество различных событий: от полного разорения до капитального восстановления и процветания. Ставший вновь в 1980-х годах одной из главных обителей России Валаамский монастырь переживает сейчас, пожалуй, лучшие времена своей почти тысячелетней истории. А ознакомиться с ней можно на выставке «Остров монашеского подвига», проходящей в музее Водоканала (Мир воды Санкт-Петербурга) до первого августа.

Название выставки неслучайно. «Монашеским подвигом» является то, что от всех разорений и бедствий, приходившихся на суровую судьбу монастыря, его спасали монахи, жившие на Валаамском острове. А судьба монастыря очень интересна: немного истории. Возникновение монастыря относится к временам святой княгини Ольги (Х век). По преданию, основателями Валаамской обители были преподобные Сергий и Герман. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению и, по меньшей мере, дважды (в конце XVI и начале XVII века) его братия при военных вторжениях была вынуждена бежать с острова. Жизнь в этих краях в те далекие века не была мирной — Швеция периодически предпринимала попытки захватить карельские земли. В 1578 году шведские отряды подошли к берегам Валаама, разорили и сожгли монастырь. Жители, не успевшие покинуть остров, погибли. Такая же участь постигла Валаам и в 1581 году. Один из самых крупных северных монастырей прекратил свое существование более чем на сто лет. И только в 1715-ом последовал указ Петра I: «На Ладожском озере, на Валаамском острове строить вновь монастырь». В 1717 — 1736 годах вновь возводится Спасо-Преображенский мужской монастырь. Но достичь былого могущества было непросто. Новый этап в истории Валаама связан с назначением в 1782 году игуменом монастыря иеромонаха Назария. Он упорядочил внутреннюю жизнь монашеской общины, предпринял меры для юридического оформления прав на монастырские земельные владения, в том числе на владение островами Валаамского архипелага. Кроме того, игумен Назарий разработал генеральный план строительства всего монастырского комплекса, в результате чего застройка получает регулярный характер. Все храмы и жилые здания строились из кирпича. Строительство, начатое Назарием в 1785 году, продолжалось и после его смерти, и было полностью завершено лишь в 1837 году. С 1918 по март 1940 года Валаам входил в состав Финляндии, но деятельность свою не прекращал. В марте 1940 года, по условиям мирного договора с Финляндией, острова Валаамского архипелага вошли в состав СССР. Монастырь прекратил свое существование, и монахи покинули Валаам. В 1989 году было принято решение о возрождении на Валааме мужского монастыря, и 13 декабря 1989-го, на праздник апостола Андрея Первозванного, шесть православных иноков ступили на святую валаамскую землю. С тех пор идет активное восстановление монастыря: почти закончен ремонт в главной усадьбе, восстановлены многие скиты.

Валаамская природа уникальна. На острове насчитывается около 450 видов растений, леса большей частью хвойные, но встречаются здесь дубовые рощи, пихтовые и лиственные аллеи, а также яблоневые сады, высаженные монахами еще в XIX веке. Богат и разнообразен животный мир Валаама, большое количество птиц гнездится на скалистых его берегах. Увидеть все это своими глазами можно и на выставке, где представлены в огромном количестве картины великих художников — Давыдова, Писемского, Шишкина. Холсты украшают целую стену выставочного зала музея и создают вместе одну большую панораму природы острова. На втором этаже также картины — отдельные фрагменты природы, зданий, жизни монахов и иноков. Здесь в основном работы Макарова, Голубцова, Поленкова, Блохина, Погорелого, Страхова, Рекотовой, Костенко. Особый интерес представляют фотографии, выполненные фотографами Компанейченко и Семененко. На фото можно увидеть природу острова, скиты, монастырь, но больше фрагменты из жизни иноков — их повседневную работу или церковные службы.

Во время восстановительных работ храмов и жилых зданий использовался кирпич. Кирпич и известь изготовлялись на Валааме силами монастырских работников. Некоторые такие предметы, помогающие в строительстве работникам, можно встретить на выставке. Например, приспособление для переноса большого количества кирпичей. Также много изделий из дерева — от посуды до массивных деревянных изделий — выполненных вручную. Еще здесь можно увидеть те предметы быта, которыми пользовались монахи в разные эпохи: мебель, посуда, кресты и четки из бусин. Людей, понимающих старославянский язык, заинтересуют книги, представленные на выставке в широком спектре.

Но главное, ради чего, пожалуй, нужно посетить выставку, — это темная комната, находящаяся под лестницей. Войдя в нее, сперва испытываешь страх — в углу стоит одетый в черную мантию монах (он не настоящий — манекен, но очень похож на живого). Его окружают иконы и свечи. И в этом полумраке свеч и величавости икон монах читает молитвы, слышные в любой точке зала. Это создает особый эффект — как будто действительно находишься в Валаамском монастыре, а все эти картины, фотографии, книги и предметы быта только дополняют впечатление.

Выставка проходит в выставочном зале музея Водоканала на улице Шпалерной, 56, и продлится до первого августа. Выставка организована очень хорошо, много предметов старины, картин, фотографий. Вход бесплатный. Можно не спеша насладиться экспозицией. Петербуржцы привыкли к экспозициям другого рода: фотографии современников, картины авангардистов, скандальные скульптуры — может, стоит отдохнуть от постмодернизма? Выставка «Остров монашеского подвига» — прекрасное для этого место.

http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6535


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru