Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев08.07.2005 

Богомолье с комфортом
В России начался бум паломнического туризма

Хотя бы раз в жизни поехать на богомолье в древнюю обитель, в святые места в старину считалось обязанностью каждого русского. Ехали на перекладных или шли пешком, ели, что Бог пошлет, спали, где придется. А уж достигнув цели путешествия, вообще во всем уподоблялись монахам. В наши дни паломничество — модный вид туризма. И церковь стала фактически монополистом на этом новом рынке туристических услуг.

Надо отдать должное хозяйственникам из патриархии: паломнический туризм быстро стал одним из основных статей ее доходов. Так, в прошлом году церковные туроператоры предлагали 50 маршрутов, по которым совершили путешествия за рубеж 50 тыс., а внутри страны 2 млн. человек. В этом году маршрутов уже 65, и число «организованных паломников» может достичь 3 млн. человек.

Начинался этот богоугодный и выгодный бизнес в середине 90-х со скромных бумажек на храмовых вратах: «Организуется поездка… Звонить по телефону…» Сегодня «кликни» компьютерной мышкой — и высыплются десятки ссылок на соответствующие интернет-сайты. В епархиях, приходах и монастырях работают 90 паломнических служб, кроме того, действуют 30 общественных организаций, занимающихся поездками по святым местам. Координирует всю эту бурную деятельность Паломнический центр Московского патриархата, расположенный в управляемой им гостинице «Университетская» класса «три звезды». Между прочим, номера там для «простых смертных» стоят от 1050 до 4200 руб. в сутки, для паломников — от 840 до 3360 руб. Прямо скажем, для Москвы расценки установлены по-божески.

Соответствуют расценки и на предлагаемые РПЦ туры — они дешевле на четверть, а то и на треть аналогичных «светских» маршрутов. В каждой поездке предусмотрено участие в богослужениях, общение со священниками, омовение в святых источниках. В недельную поездку по городам Золотого кольца, в Дивеево, в Оптину пустынь стоимостью 60−150 долларов включены завтрак или ужин, размещение в монастырских общежитиях или в гостинице, железнодорожная плацкарта или передвижение на «Икарусах». Паломник вправе доплатить за купе или СВ, трехразовое питание и одноместное размещение, но этой возможностью пользуются немногие. Паломничество — туризм особый, с психотерапевтическим уклоном. Тут не до комфорта, главное — чтобы душе была польза.

Десять лет назад казалось: выбор у паломника небогат — между Иерусалимом и Соловками. Выяснилось: на земле, куда ни ткни, всюду святое место. В этом сезоне среди самых популярных маршрутов — Северо-Запад, Урал, Алтай и даже Заполярье. Легко набираются группы, направляющие стопы к очагам духовности на Украине, в Белоруссии и Молдавии. С прошлого лета регулярно организуются туры в Эстонию, Латвию, Абхазию и Грузию. Что касается дальних стран, то все большим спросом пользуются туры по схеме «паломничество+отдых» в Скандинавию, на Балканы, в страны Восточного Средиземноморья и даже в Маньчжурию. Цена этих 6−10-дневных маршрутов — от 200 до 400 долларов.

Спрос рождает предложения, и жалоб от паломников агентства не получают. Зато жалуются на бурное развитие этой отрасли православного бизнеса те, для кого святые места — дом родной. Широкую огласку получила ситуация, сложившаяся на Валааме, в одной из «горячих точек» паломнического туризма. Третий год пресса бьет тревогу: РПЦ, мол, «пытается выжить туристов с Валаама». Неделю назад эти утверждения опроверг наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий (Жердев). Он заявил, что речь идет лишь о бурном потоке «дикарей», который нужно ограничить в «экологических целях». «Валаам, — сказал епископ, — особо охраняемая природная территория и действующий монастырь, поэтому и туризм здесь должен развиваться в тех формах, которые позволяют понять, что это не только красивое место, но и то, что это святыня, возникшая благодаря живой вере». По мнению владыки, число посетителей следует ограничить до 1,5 тыс. человек в день. Ясно, что эта квота не могла не быть согласована с паломническими центрами РПЦ.

Или такой «крик души» молодого человека, решившего постричься в монахи, опубликованный на популярном сайте диакона Андрея Кураева: «Известные монастыри сейчас являются объектом интенсивного паломничества и православного туризма. А монах не для того покидает мир, чтобы потом с ним постоянно общаться. Может быть, кто-нибудь знает какой-нибудь затерявшийся в лесной глуши монастырь?» Бедолаге посоветовали такую обитель, до которой добираться надо восемь часов, и все лесами.

Но подобных мест в России все меньше. Паломнический туризм стал главным источником пропитания для древних обителей по примеру Троице-Сергиевой лавры, под стенами которой в иные дни собирается до сотни «Икарусов». Это вызывает резкую реакцию со стороны уже не смиренных иноков, а правящих архиереев.

«Деятельность фирм, организующих паломничества к святым местам, способствует распространению ложной духовности, — считает епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). — Там работают люди, которые просто стремятся освоить „сегмент рынка“. Они используют характерное свойство современного человека — стремление получить плоды духа мимоходом и даром. В программе экскурсий по святым местам часто предусмотрено и „посещение прозорливого старца“. Но такая экскурсия ничего не даст человеку, если он не хочет работать сам над своим сердцем…»

Гнев епископа объясним. Но и туроператоров понять можно. Бизнес развивается — расширяется сфера услуг. И если в епархии пока нет святых мощей чтимого старца — отчего не предложить паломникам общение со старцем живым?

Думают о перспективах развития туристического рынка и на самом верху РПЦ. Прошлой осенью проводилась общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность», на которой говорилось о том, чтобы отделить паломническую деятельность от туризма — то есть законодательно закрепить на святых маршрутах церковную монополию. «Туризм — это желание посмотреть другие страны, получить новые впечатления, а паломничество — проявление религиозной жизни, — пояснил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков).- Иногда турфирмы для большей привлекательности используют слово „паломничество“, чтобы заинтересовать верующих».

Обеспокоенное такой конкурентной борьбой, руководство РПЦ считает, что всей паломнической деятельностью должны заниматься созданные при епархиях, монастырях и приходах специальные отделы. Инициативу РПЦ уже поддержали глава Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов и председатель комитета Госдумы по экономической политике Юрий Барзыкин.

Претензии РПЦ на монополию в этой сфере бизнеса, по словам представителя Российского союза туриндустрии, не вызовут возражений и с их стороны. Наверное, потому, что внутри страны уже все «схвачено» церковью.


ПОЧЕМ «ОПИУМ» ДЛЯ ТУРИСТА

Рождество на Святой земле. 8 дней/7 ночей. 870 долл.

Италия-Бари (паломничество к мощам святителя Николая Чудотворца). 8 дней/7 ночей. 770 долл.

Святая гора Афон, Греция (только для мужчин). 7 дней/6 ночей. 550 долл.

Святые места Египта. 8 дней/7 ночей. 595 долл.

Москва-Муром-Дивеево- Боголюбово-Владимир-Москва. 3 дня. 1150 руб. + плата за ночлег.

Москва-Оптина пустынь- Шамординcкий монастырь- Тихонова пустынь-Москва. 2 дня. 690 руб. + ночлег.

Москва-Санкт-Петербург- Валаам-Санкт-Петербург- Москва. 3 дня. 3950 руб. + ж/д билеты + ночлег.

Москва-Кемь-Соловки-Москва. 8 дней. От 4900 руб.

http://www.newizv.ru/print/27 798


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru