Армянская Церковь, журнал | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 07.07.2005 |
— Для большинства христиан прошедший XX век стал веком тяжелейшего испытания твердости веры. Многие из них претерпели такие гонения за свою веру, которые во много раз превосходили преследования христиан в первые века после Рождества Христова. В тех странах, где гонения были не столь очевидны, тем не менее, происходили процессы, связанные с дальнейшим отходом людей от веры в Бога. Атеистическое мировоззрение во всем многообразии своих идеологических форм и направлений все больше и больше утверждало себя в качестве если не единственной, то главенствующей идеологии. В этих условиях исповедание христианства стало подвигом.
Впрочем, новые исторические условия бытия Церкви не изменили основной ее цели — спасения людей для Жизни Вечной. Не изменилось и главное средство достижения этой цели: постоянно свидетельствовать об Истине Христовой. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8). Каждый христианин, исполняя главную заповедь любви к Богу и ближним, призван следовать тому, к чему Господь призывал в Нагорной проповеди. Одно из направлений миссии христианина — быть миротворцем: «Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5. 9). Особенно это актуально сегодня, когда мировое сообщество разделено по самым разным признакам — партийным, религиозным, экономическим, социальным, идеологическим. Роль Церкви в этих условиях незаменима. Это признают даже те, кто к религии относятся весьма сдержанно.
Совместно с Армянской Апостольской Церковью мы неоднократно участвовали в межрелигиозном миротворческом диалоге. Так, по нашей инициативе многократно происходили трех- и четырехсторонние встречи, посвященные проблемам урегулирования конфликтов на Кавказе. В их подготовке и проведении активно участвовали Католикосы всех армян Вазген I, Гарегин I, Гарегин П. Мы вместе вырабатывали принципы мирного и справедливого урегулирования конфликтов. В противовес всякого рода радикалам и экстремистам, призывающим к новым силовым переделам земли и власти, мы объявили, что считаем принципиально важным разрешение существующих проблем исключительно мирными и законными средствами. Представители власти и общества в наших странах надеются, что миротворческие усилия лидеров традиционных религий помогут уврачевать раны в душах людей и этим подготовят почву для всеобъемлющего урегулирования имеющихся противоречий.
— Что Вы считаете приоритетом в деятельности Русской Православной Церкви на данном этапе исторического развития России?
— Последний по времени Архиерейский собор, прошедший в Москве 3−8 октября 2004 года, четко определил эти задачи. Во внешней жизни нашей Церкви — это укрепление межправославных связей. Особенно это касается преодоления церковного разделения, которое явилось следствием революции и Гражданской войны в России. Но не менее важным для нас является дело внутренней миссии. Десятилетия главенства атеистической идеологии в стране отложили неизгладимый отпечаток на нравственное здоровье нации. И как следствие этого — распад института семьи. Сейчас происходит трагическая депопуляция нашего народа, смертность в центральных регионах России превышает рождаемость в несколько раз. Задача российских христиан — так повлиять на общество, чтобы оно внутренне преобразилось. Никаким экономическим реформам это не по плечу. Только возврат людей к Богу, дела любви и милосердия, терпимость и благочестие смогут вывести нацию из кризиса.
В связи с этим мы решили особо уделить внимание работе с молодежью. Сейчас у нас разрабатывается множество программ по взаимодействию Церкви с молодыми людьми. Причем мы имеем в виду не только тех, кто находятся в церковной ограде, но тех, кто пока далеки от нее.
Во внутрицерковной деятельности Архиерейский Собор посчитал важным достичь координации всех частей церковного организма.
— Как Вы оцениваете нынешнее состояние межцерковных взаимоотношений и перспективы сотрудничества Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей?
— С Армянской Апостольской Церковью у нас сложились весьма добрые взаимосвязи. Мы уважаем ее как древнюю Церковь, которая, подобно Церкви Русской, исторически стала ведущей духовной силой своего народа, основой его культуры и государственности. Сегодня она особо помогает взаимодействию между Арменией, Россией и другими странами Содружества Независимых Государств.
Хотелось бы отметить наши прекрасные личные отношения с Предстоятелем Армянской Апостольской Церкви — Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. В сентябре 2001 года по случаю празднования 1700-летия принятия Арменией христианства состоялся Наш визит в Армянскую Апостольскую Церковь. В свою очередь, Католикос Гарегин II многократно посещал нашу Церковь, в ходе чего мы всегда имели искреннее братское общение.
На протяжении многих лет Русская Православная Церковь принимает участие в общеправославном диалоге с семьей Церквей, в которую входит Армянская Апостольская Церковь. В рамках подготовки к этому диалогу мы проводим регулярные консультации на двустороннем уровне. В феврале 2001 года в Святом Эчмиадзине прошли первые двусторонние собеседования между представителями двух Церквей. В ноябре 2004 года делегация нашей Церкви снова посетила Святой Эчмиадзин с целью согласования повестки двухсторонних собеседований. Представитель Армянской Церкви епископ Езник (Петросян) недавно приезжал в Россию с целью обсуждения сотрудничества в области совместного изучения богословских и пастырских вопросов, в сфере дел милосердия и церковно-общественного служения.
Представители Армянской и Русской Церквей плодотворно взаимодействуют в различных межрелигиозных организациях. Например, в прошлом году на II Межрелигиозном миротворческом форуме был образован Межрелигиозный совет СНГ, соучредителем которого явилась и Армянская Апостольская Церковь. Святейший Патриарх и Католикос Гарегин II вошел в состав президиума этого Совета.
— В 2005 году народы России и Армении, как и весь цивилизованный мир, отмечают 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этом же году исполняется 90-лет геноциду армян в Османской империи. Что, на Ваш взгляд, могут и должны сделать общество, государство и Церковь, дабы исключить возможность повторения преступлений фашизма и нацизма?
— XX век был одним из самых кровавых столетий для многих народов мира, в том числе народов Армении и России. Без духовного осмысления этих событий, повлекших страдания миллионов безвинных людей, без скорбной памяти о тех, кто отдали свою жизнь за правду Божию, нельзя строить будущее общество. Стараться забыть о трагическом прошлом, делать вид, что ничего не происходило, — значит давать повод и стимул силам, сеющим рознь и ненависть между народами, между религиями, между государствами, вновь вершить свои черные дела. Общество обязано открыто говорить о попытках повторения преступлений фашизма и нацизма. Государство должно предупреждать и пресекать появление агрессивных групп с экстремистской идеологией. Церковь может настойчивой проповедью раскрывать безбожную суть того, что разделяет людей. Только совместными усилиями мы сможем противостоять злу.
— Русская Православная Церковь пользуется огромным уважением и авторитетом в Армении и в армянской диаспоре. С каким посланием Вы хотели бы обратиться к армянскому народу и, в частности, к армянам, живущим в России?
— Хотел бы пожелать армянскому народу помощи Божией, согласия и взаимопонимания, духовного мира и радости. Наши народы имеют многовековую общую историю и ныне продолжают идти рука об руку, пытаясь вместе преодолеть возникающие на пути трудности.
Уверен, что такое же видение отношений между нашими народами существует у людей, живущих в Армении и составляющих армянскую диаспору, множество представителей которой пребывает в России.
Недавно я имел возможность присутствовать при начале строительства армянского кафедрального соборного храма в честь Животворящего Креста Господня в Москве. Отрадно, что армянские христиане, составляющие большую общину в городе, где я являюсь правящим епископом, вскоре будут иметь обширный храм, в котором смогут духовно возрастать, черпать внутренние силы, укрепляться в вере Христовой и осенять себя Животворящим Крестом Господним для продолжения своего жизненного пути.
Надеюсь, что сыны и дочери армянского народа в нашей стране всегда будут желанными друзьями, а их труды внесут добрый вклад в преумножение славы и благосостояния России.
«Армянская Церковь» N 1, 2005 год