Радонеж | Священник Михаил Дудко | 06.07.2005 |
В свою очередь главный раввин России Берл Лазар подчеркнул, что «в такой полиэтнической стране, как Россия, нельзя говорить о доминировании большего народа над меньшим, в том числе — в сфере образования». Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе Федерации еврейских общин России, Лазар «поблагодарил министра за равное отношение к представителям всех национальностей, составляющих многонациональный российский народ».
Любопытно, что в такой, в общем-то, моноэтнической стране, как Россия (85% населения — русские, евреи — менее 1% -прим."Радонеж"), именно введение преподавания «мировых религий», подается государством как основание для того, чтобы препятствовать подавляющему большинству населения, православным россиянам, в осуществлении их законного права — обеспечивать своим детям возможности факультативного изучение в средних школах основ русской духовной традиции — Православия.
Мы попросили прокомментировать это сообщение секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП священника Михаила Дудко.
о. Михаил Дудко: Мы неоднократно уже встречались с тем, что новый министр образования А. Фурсенко говорит о том, что в школах необходимо ввести предмет по изучению культур всех ведущих религий России. Это было бы, может быть, и неплохо, если бы введение этого предмета не противопоставлялось курсу «Основ православной культуры», о котором мы неоднократно заявляли и которое поддерживает Святейший Патриарх.
На наш взгляд, введение «Основ православной культуры» (подчеркну — предмета не столько религиозного, сколько культурологического) было бы весьма и весьма уместным в нашей стране, вся история и культура которой пронизана взаимодействием с Русской Православной Церковью. Это исторический факт, который отвергать нельзя и которому необходимо учить с малых лет.
Конечно, нужно изучать и культуры других народов, но я позволю себе некоторую аналогию. Нам необходимо учить иностранные языки, например, но это отнюдь не значит, что им надо уделять равное внимание по сравнению с русским языком. И, более того, изучение русского языка никак не противопоставляет ученика культуре и языку других народов. Естественно, что в первую очередь человек учится разговаривать на родном языке, на котором ему предстоит говорить в течение всей жизни.
Но вся наша родная культура, как я уже говорил, пронизана Православием. Православие — это своеобразный словарь, на котором мы говорим, иногда даже не подозревая этого. Очень многое в русской культуре от Православия. Чем больше ученик будет знать о Православии, тем больше он будет осознавать себя человеком, укорененным в русской истории и тем больше он будет русским, россиянином, гражданином своей страны, которую нельзя без Православия даже понять как следует.
Поэтому мы много раз в Церкви заявляли о том, что введение Основ православной культуры совершенно необходимо для нас. К сожалению, готовится предмет, который будет называться"История мировых религий". Мы не против, я повторяю, введения этого предмета, но, как минимум, введение этого курса должно быть согласовано с представителями религий. До сих пор, по моей информации, не было никаких согласований даже по тем разделам этого курса, которые относятся к той или иной религии — ни с Русской Православной Церковью, ни с представителями еврейских, ни с представителями мусульманских общин, ни с буддистами… Разумеется, это ставит под сомнение профессионализм составителей этого учебника. Консультироваться со специалистами абсолютно необходимо, а больших специалистов, чем в религиозных организациях, найти, по моему мнению, невозможно.
Кроме того, это ставит под сомнение и идеологическую направленность учебника. Люди, которые занимаются составлением учебника, стоят как бы «над религиями»: пытаются изучать религию без учета ее главного и доминирующего фактора — собственного религиозного мировоззрения. Они пытаются оторвать изучение основ религии, основ культуры религии от собственного религиозного мировоззрения. На наш взгляд, это большой минус этого учебника, потому что без изучения религиозных основ культур и религий невозможно себе представить самого этого предмета.
Одним словом, мы выражаем большие сомнения в том, что введение этого курса послужит укреплению патриотического мировоззрения учеников, которым навязывается этот предмет.
Изучать надо свое, изучать надо курс, который квалифицированными специалистами составлен, и изучать надо то, что реально было в истории нашей страны, а не выдумано современными секулярными псевдо-специалистами.