Русская линия
Украина православнаяМитрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало)05.07.2005 

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион: «Народ на Донбассе — люди с сильным характером и твёрдой волей, поэтому общение с ними должно быть открытым и правдивым»

Мы обратились к митрополиту Донецкому и Мариупольскому, Управляющему Горловской епархией Илариону с просьбой изложить своё видение процессов, протекающих в церковной и светской жизни современной Украины. Владыка Иларион любезно согласился и сегодня мы предлагаем читателям интервью с руководителем одной из крупнейших епархий Украины.

— Ваше Высокопреосвященство! Вы митрополит горняцкого края, какие проблемы сегодня у Вашей паствы?

— Донецкая и Горловская епархии расположены в пределах Донецкой области, территория и история которой тесно связана с тяжелой промышленностью и шахтами. Поэтому сегодня, говоря о горняцком крае, нельзя не упоминать о его проблемах. А проблемы края — это и есть проблемы нашей паствы. Наблюдая за людьми, вижу, что они взволнованы, неспокойны. Беспокойство это вызвано неуверенностью в завтрашнем дне. Новшества в государстве и вне его пределов очень беспокоят людей. Проблемы рабочих мест, роста цен, квартплаты волнуют тружеников, а значит они актуальны и для верующих нашей епархии.
Вторая проблема специфична. С моим приходом на Донецкую кафедру мы исполнили программу-минимум — во всех крупных городах были построены небольшие типовые храмы. Возведенные за короткое время, они дали людям возможность приобщиться полноценной молитвенной и литургической жизни, причём приходы не увязли в масштабном долгострое. Результатом стал рост количества прихожан. Второй запланированный этап — это программа-максимум — строительство больших вместительных храмов, способных принять возросшее число прихожан. Например в Донецке таким образом строится Свято-Преображенский кафедральный собор, Свято-Троицкий собор при храме Блаженной Ксении Петербургской, далее на очереди храмы преподобного Агапита Печерского, Святителя Луки Крымского и так далее.
Конечно же, увеличились и требования прихожан к уровню пастырей и преподаванию в приходских школах. Так что, с Божией помощью, решаем и эти проблемы.

— Есть ли специфика пастырского служения в индустриальном регионе?

— Специфика нашего региона такова, что большая часть населения проживает в городах. Наш регион также является многонациональным: русские, украинцы, греки — всего более 100 национальностей. Большую часть времени люди работают в тяжелейших условиях, да и экологическая обстановка в «крае труб и терриконов» тоже оставляет желать лучшего. Всё это подвигает нас открывать храмы и молитвенные комнаты на территории шахт и производственных предприятий. Священники молятся о тех 40 тысячах шахтеров, что ежедневно находятся под землёй. Это люди с сильным характером и твердой волей, поэтому общение с ними должно быть открытым и правдивым. Люди Донбасса специфические и, к сожалению, вопреки учению Церкви, очень трудно прощают обиды. Даже в среде верующих, и духовенства, и мирян, очень болезненно воспринимаются любые попытки вмешательства в дела Православия и каноничности Церкви.

— Считается, что городская молодёжь, в отличие от сельской, с трудом приобщается к вере. Как помочь ей найти путь к храму?

— Позвольте здесь не согласиться с Вами — как раз в условиях города молодёжь в поисках истины и справедливости становится более восприимчивой к евангельской проповеди. Именно в городских условиях возможно создание православных молодёжных обществ и гостиных. К примеру, уже не первый год у нас в Донецке действует студенческое общество «Пересвет», образованное на базе филологического факультета Донецкого национального университета. В городе также существует православная библиотека и организованная при ней православная гостиная. На сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений социальной деятельности Донецкой епархии, как и всей Православной Церкви, как раз и является работа с молодёжью, которая реализуется благодаря развернутой деятельности духовных центров в таких городах региона, как Горловка, Красноармейск, Мариуполь, Макеевка, Краматорск и др. В этом направлении нам удалось достигнуть заметных результатов, во многом благодаря активной духовно-просветительской деятельности духовенства среди молодёжи Донбасса. Всевозможные встречи, празднования на площадях праздников Рождества, масленицы, Пасхи, профессиональных праздников — это своеобразный выход Церкви в народ. Миссия среди молодёжи, и не только неё, осуществляется и через проповедь на местных телеканалах, а особенно благодаря телеканалу «Киевская Русь». Строительство заводских и больничных храмов я также отнёс бы к миссии в молодёжной среде.

— Ваша епархия известна своими возрожденческими программами. В прошлом статус Лавры получил возрождённый Свято-Успенский Святогорский монастырь. Воздвигается величественный кафедральный собор Донецка. Что в перспективных планах епархии?

— Действительно, в настоящее время в Донецкой и Горловской епархиях действует 500 православных храмов, более половины из которых типовые. Около 500 насельников несут свой молитвенный подвиг в 6 монастырях Донбасса, из которых особенно выделяется по своему значению Свято-Успенская Святогорская Лавра. Эта древнейшая обитель, одна из главных святынь Православной Украины, в настоящее время ведет широкую духовно-просветительскую, социальную и благотворительную деятельность и является центром духовной жизни Донбасса и востока Украины. В связи с тем, что ежемесячно Святогорскую Лавру посещают десятки тысяч паломников со всех концов Украины, России и Белоруссии, здесь уже создано специальное экскурсионное бюро. Планируется открытие специального центра для паломников, в котором для детей будут проводиться беседы по истории Церкви и родного края, а также будет православный видеолекторий.
Что касается наших дальнейших планов, то в перспективе — открытие духовного училища для подготовки достойных кандидатов в клир. В настоящее время ведется работа по созданию материальной базы для осуществления этого важнейшего дела. Интересна идея создания при Свято-Пантелеимоновском храме г. Донецка спортивного комплекса для занятий с детьми. Уже разработан проект, предусматривающий строительство спортзала, бассейна, корта. Думаю, с Божьей помощью, в скором времени дети Донецка смогут поправить своё телесное здоровье и приобщиться к вере.

— Вы не раз говорили, что один из самых атеистических в прошлом регионов страны превратите в твердыню Православия. Удалось ли это осуществить?

— Безусловно, с Божией помощью нам удалось достигнуть многого. Несмотря на то, что семидесятилетие засилья атеистического режима не смогло пройти бесследно, в сердцах людей не угас пламень веры, и сегодня наши храмы полны молящихся прихожан, число которых с каждым годом увеличивается. Например, в период с 1996 года и по сегодняшний день количество зарегистрированных общин увеличилось более чем в 3 раза.
В отличие от других регионов, где Православная вера не испытывала такого яростного гонения, на Донбассе осуществлялось продуманное и планомерное уничтожение и храмов и верующих. В Донецке до 1996 года не было ни одного типового храма, а кафедральный собор располагался в молитвенном доме. Ныне областной центр украшается 30 типовыми православными храмами, а центр Донецка увенчан величественным Свято-Преображенским кафедральным собором.
Данные многочисленных социологических опросов ярко свидетельствуют, что 74% населения считают себя причастными к Православной Церкви, и 98% из них — к канонической Украинской Православной Церкви.

— Однако известно, что раскольники не оставляют Вас в покое. Раскольничьи СМИ сообщили о чуть ли не триумфальном визите отлученного от Церкви Михаила Денисенко в Донецк. Соответствует ли это действительности?

— На самом деле общины т. н. «Киевского патриархата» в регионе немногочисленны, однако они агрессивны и беззастенчиво используют символику и авторитет Украинской Православной Церкви, создают организации с параллельными названиями, внося путаницу и дисбаланс в общество. Например, раскольники зарегистрировали свой «Святогорский монастырь» в котором всего несколько человек заняты в основном тем, что рассылают письма с целью сбора пожертвований и т. п.
Приезд же Михаила Денисенко в Донецк был четко продуманной PR-акцией и широко рекламировался в СМИ. На деле же это было довольно жалкое зрелище. Духовенство и миряне, узнав о приезде лжепатриарха «Филарета», отнеслись к нему иначе, чем в 1999 году. В прошлый раз во время его приезда на Донбасс верующие подняли его на «высокую» волну, о которой узнал весь мир и если бы не наши люди, о визите «Филарета» никто бы не знал. В этот раз мы не стали создавать имидж лжепатриарху и призвали верующих никак не реагировать на визит незваного гостя. С нашей стороны прихожане и духовенство ограничились обращением к властям с призывом не встречаться с анафемой. Эффект получился лучше — Филарет, который просто не может жить без скандалов и интриг, оказался в информационной изоляции. А то, что сообщают раскольничьи и сектантские СМИ о приезде «патриарха Киевского и всея Руси-Украины» — так за это они получают деньги и должны их отрабатывать.

— Средства массовой информации сообщали о высказывании представителей Константинопольского Патриархата о притязаниях на территории, некогда входившие в состав Киевской Митрополии до 1686 года. Каково Ваше мнение по этому поводу?

— О каких территориальных претензиях со ссылкой на документы XVII века может идти речь, если, например, Донецкая епархия — одна из ведущих епархий Украинской Православной Церкви — исторически сформировалась из трёх частей. Юг и восток некогда входили в состав Войска Донского, северная часть — в состав Курской, Белгородской и Харьковской епархий России. И лишь незначительная часть западной территории относилась к Екатеринославской епархии Киевской Митрополии. В связи с этим возникает резонный вопрос: на подчинение какой из частей нашей епархии претендуют «историки» из другой Поместной Церкви?
Думаю, что представителям Константинопольского Патриархата следует быть осторожнее в своих высказываниях и помнить о том, что историю не перепишешь. Мы знаем много примеров, когда перекраивание границ и вольное трактование исторических фактов не приводило ни к чему хорошему.

— Известно, что подавляющее большинство жителей региона голосовали за кандидата в Президенты, который не победил. Отразилось ли это на церковно-государственных отношениях в регионе?
— Ну, а как вы думаете, за кого должны были голосовать дончане, как не за своего земляка? Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания и свободу выбора. Украина у нас одна и народ сделал свой выбор, и теперь, как и вся Украинская Православная Церковь, верующие Донбасса молятся за единство и спокойствие в государстве. К сожалению, нынешняя власть не всегда учитывает специфику донецкого региона, менталитет и самосознание его жителей. Что же касается церковно-государственных отношений, то в этом плане пока мы не чувствуем какого-либо ухудшения.

— Как складываются отношения епархии с руководителями местной власти?

— У нас сложились хорошие отношения с нынешним губернатором Донеччины Вадимом Прокофьевичем Чупруном. Он любезно принял меня и представителей епархиального совета, состоялся конструктивный диалог. Посетил он и Святогорскую Лавру, и Свято-Васильевский монастырь в с. Никольское, постоянно интересуется жизнью Церкви, мы обмениваемся взаимными приветствиями.
По сути, в Донбассе как таковая местная власть не изменилась. В связи с преобладанием городского населения, мэры городов и депутаты местных советов — всё те же. Даже среди глав райгосадминистраций всего несколько перемен, а так все знакомые лица — профессионалы своего дела, с которыми у нас добрые отношения.

— Президент Украины и премьер-министр выступили с призывом к Церкви помочь в решении проблемы беспризорных детей. Что реально делает и может делать Церковь в этом направлении?

— Мы не ждали указаний светской власти — у нас есть заповедь Божия о любви к ближним. Украинская Православная Церковь вносит весомый вклад в развитие духовной жизни жителей Донбасса: строятся шахтёрские и больничные храмы, работают воскресные школы, организован досуг детей и молодёжи. Налажено тесное взаимодействие и сотрудничество с медицинскими и исправительными учреждениями — при больницах и тюрьмах устроены храмы и молитвенные комнаты, ведется активная социальная и благотворительная деятельность. В каждом приходе, по мере сил, на праздники собирают подарки, одежду для нуждающихся. Например, в Свято-Серафимовском храме г. Макеевки еженедельно организовывается около 200 благотворительных обедов.
На сегодняшний день, благодаря усилиям благотворительного фонда «Витязь» в г. Головке идёт попечение о беспризорниках. Благотворительный фонд «Надежда» г. Красноармейска привлекает детей к занятиям в Центре православного просвещения. В с. Никольское при Свято-Васильевском монастыре открыт приют для стариков и бездомных, здесь находят заботу и внимание дети-беспризорники. В прошлом году воспитанники воскресных школ отдыхали в православном детском лагере. В этом году организовывается отдых 200 детей в лагере «Спутник» пос. Криничное и ещё 200 ребят отдохнут в ДОЗ «Весна» пос. Новопетровка (на Азовском море). Строительство спортивного комплекса, о котором уже говорилось, также даст возможность организовать досуг детей.
А в общем проблема беспризорников комплексная и требует особого подхода. Думаю, следует создавать специальные комиссии, в которые кроме педагогов и воспитателей, входили бы и представители Православной Церкви.

— Президент выступил с инициативой с 1 сентября ввести в общеобразовательных школах новый предмет «Этика веры». Что, на Ваш взгляд, должен представлять этот курс, и кто его должен читать?

— Название предмета довольно неопределённое и этой неопределённостью смущены не только представители Церкви, но и сами учителя. В районных отделах образования толком не знают, что за стандарт предлагает киевское руководство.
Считаю, что любой учебный предмет, ставящий целью приобщение молодёжи к религиозным ценностям, обязан учитывать те традиции, тот культурный субстрат, на котором сформировался народ. Для Украины такой культурообразующей силой стало Православие. Игнорировать этот момент ни в коем случае нельзя. Спешка и попытки на скорую руку создать какой-то абстрактный универсально-синкретический предмет, в котором бы детям рассказывалось «обо всём и ни о чем конкретно» приведут к нарушению всяких моральных норм. Думаю, чтобы избежать неразберихи, светской школе и Церкви следует совместно готовить и программу и самих преподавателей предмета «Христианской этики». В прошлом году в Донецком национальном университете мы открыли «Отделение духовной культуры», которое как раз и готовит специалистов подобного профиля с дипломами государственного образца. Преподаватели приходских школ также имеют положительные наработки в этой области.

— Вы редактор православного журнала «Живой родник», который был признан лучшим церковным журналом Украинской Православной Церкви. Над какими проблемами сегодня работают православные журналисты, какие издательские проекты осуществляются?

— В нашей епархии удалось создать и развить несколько издательских проектов, как печатных так и Интернет-изданий, которые дают возможность учитывать возраст и степень воцерковленности читательской аудитории. Для православных детей Донбасса выходят красочные журналы «Радость моя» и «Голубка». Новости и историю епархии отражает официальная газета «Донбасс Православный». Православный собеседник «Живой родник» обращен к интеллигенции и всем, стоящим на пути в храм. В этом издании особое место уделено жизни подвижников благочестия — наших современников, подвигом веры явившим нам возможность жизни во Христе в тяжёлые годы тотального безбожия. Редакция ведёт определённую поисковую работу по созданию книги памяти репрессированных православных священнослужителей Донбасса. Сейчас готовится к изданию буклет о православных храмах Донеччины.

— Что интересного в последнее время происходило в жизни Православной Церкви на Донбассе?

— В мае особо замечательными событиями стали проведение Донецкой епархией совместно с государственными структурами и общественными организациями IV Фестиваля славянской культуры и письменности, а также Первого детского фестиваля «Пасха красная» и выставки «Православная Украина». Сейчас в Донецком доме работников культуры проходит фотовыставка работ нашего клирика протоиерея Николая Катальникова.

— Мы были свидетелями, как несколько сот тысяч людей приветствовали победителя чемпионата Украины по футболу донецкий «Шахтер». Другой донецкий клуб — «Металлург» занял третье место. Донецк стал футбольной столицей страны. Как должна относиться Церковь и к спорту, и к болельщикам?

— Конец весны — начало лета стали своеобразным праздником для любителей футбола. И «Шахтёр», и «Металлург» защищают спортивную честь Донбасса, и мне лично радостно за победу наших футболистов в чемпионате Украины. Смотреть хороший футбол приятно, хорошо и вести здоровый, спортивный образ жизни, борясь с вредными привычками.
Я лично смотрел по телевизору чествования «Шахтера» и был даже тронут, увидев сотни тысяч собравшихся на площадях. Это свидетельствует о единении жителей Донецкого региона. Подумал — нас тоже «багато — и нас не подолати!» В спортивном смысле, конечно.

— Опекаете ли спортивные клубы, соревнования, существуют спортивные секции при приходах?

— Донецк — город сильных людей. Здесь спорт любят и уделяют ему особое внимание. Среди прихожан наших храмов есть и спортсмены. Перед соревнованиями в храм приходят целыми делегациями и служат молебны. Не чужд Церкви и нынешний председатель Олимпийского комитета Сергей Бубка. А на открытии Святогорской Лавры были многие именитые спортсмены, например гимнастка Лилия Подкопаева. В прошлом году в Донецком институте физической культуры и спорта прошла совместная конференция с участием Православной Церкви.

— Владыко! Что больше всего сегодня волнует православного архиерея?

— Самое большее, что волнует меня, как православного архиерея — это какая-то нездоровая тенденция — каждый раз при смене Президентов, каждый старается вмешаться в дела Церкви, начиная мирить конфессии. Это не самая главная задача руководителя государства. Для улаживания церковных дел есть иерархия, каноны и церковная дисциплина. Начинается ненужная возня: «Кто-то кого-то признаёт, кто-то кого-то не признаёт. А если нас признают, вот тогда мы остальным покажем». Если декларируют уважение и невмешательство во внутренние дела Церкви — пусть и не вмешиваются. Знаете, за многие годы народ и на Западе, и на Востоке уже определился со своей конфессиональной принадлежностью. В этом вопросе наступила какая-то стабильность. Церковь всегда остаётся стержнем жизни общества и каждого человека в отдельности. Необходимо понять, что если материальные трудности, неудачные реформы или смену начальства труженик как-то переживёт, то расшатывание внутреннего спокойствия и посягательство на его вероисповедование — самое дорогое, что есть у человека, воспринимается очень болезненно. Непродуманная политика в отношении Церкви только раздражает и может привести к непредсказуемым последствиям.
Придет время, если Богу будет угодно, будет и Поместная Церковь и единство, а сейчас пусть власть даст возможность людям спокойно трудиться на благо Церкви и Украины.

Беседу вел Василий Анисимов

http://pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=article&id=7725


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru