Церковный вестник | Протоиерей Владимир Волгин | 05.07.2005 |
Совсем недавно состоялась первая после 75-летнего перерыва Божественная литургия в храме священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе. Рассказывает настоятель храма протоиерей Владимир Волгин.
Имя священномученика Антипы, епископа Пергамского, упоминает в Апокалипсисе апостол Иоанн Богослов. Сам Господь говорит о епископе Антипе, который был замучен в городе Пергаме за веру, за Христа. Храм, носящий имя этого святого, был построен в Москве в XVI веке около государева Колымажного двора, где вначале находились конюшни, а затем царские кареты, возки и колымаги. Одноглавый, бесстолпный каменный храм с престолом священномученика Антипы позднее стал главным ядром ныне существующего комплексного здания. В последующие годы к храму были пристроены приделы Святителя Николая, великомученицы Екатерины, Рождества Иоанна Предтечи и Григория Декаполита. Получилось такое удивительное сочетание: храм небольшой — его площадь 800 кв. метров, но при этом он двухъярусный и в нем располагается пять престолов. По сути, это уютная семейная церковь.
В конце 1920-х годов храм был закрыт. Сначала он использовался под жилье, а затем как подсобное помещение Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, который разместил здесь музейные фонды. Борьба прихожан с директором музея И.А. Антоновой за возвращение здания храма была достаточно продолжительной. Я являюсь настоятелем храма в последние годы, а до этого приход во главе с другим священником шесть лет добивался возвращения церкви. Всего же более 15 лет верующие стремились возвратить церковь. Конечно, без помощи различных заинтересованных лиц мы бы не смогли добиться положительного результата. Взамен тех площадей, которые занимает храм священномученика Антипы, музею было предложено взять в оперативное управление аналогичное по площади здание и располагающуюся рядом с музеем усадьбу Долгоруких-Вяземских, площадью 6500 кв. метров. Разговор об этом шел на одном из совещаний еще в конце 90-х годов. Тогда вице-премьер Валентина Матвиенко заняла очень жесткую позицию в отношении музея. Были определены сроки освобождения помещения церкви, в которые музей не уложился. А потом Матвиенко была избрана губернатором Санкт-Петербурга. Но к решению вопроса подключилось Федеральное агентство по имущественным отношениям и аппарат полномочного представителя Президента в ЦФО Георгия Полтавченко. Состоялся арбитражный суд, вынесший решение в нашу пользу, и руководство музея было вынуждено подписать мировое соглашение. Освобождение храма должно было состояться в феврале этого года, но И.А. Антонова написала письмо с просьбой предоставить отсрочку еще на месяц. Мы разрешили, но и по истечении всех оговоренных сроков она все равно не хотела уступать этот храм. Однако в конце концов храм был все-таки передан в Русской Православной Церкви.
Первая служба состоялась в Вербное воскресение. Это знаковый для нас день, потому что он совпал с днем памяти священномученика Антипы. Сейчас я благословил священника Димитрия Рощина, клирика храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, настоятелем которого я также являюсь, заниматься делами храма священномученика Антипы. Здесь нужно провести значительный объем реставрационных работ, сделать новую кровлю, восстановить иконостас и порушенные фрески, благоустроить территорию. В будущем мы, возможно, построим здесь дом притча или подсобное помещение, в котором нуждается храм.
В этом районе Москвы находится много церквей — Храм Христа Спасителя, церковь Ильи Пророка в Обыденном, церковь священномученика Власия. Но мне кажется, что в Москве больше нет храмов, посвященных священномученику Антипе, епископу Пергамскому, который является покровителем врачей-стоматологов. Из исторических хроник известно, например, что царь Алексей Михайлович приезжал в эту церковь из Кремля, когда у него болели зубы, чтобы обратиться к священномученику Антипе за исцелением.
Конечно, очень печально, что столько лет ушло на возвращение того, что раньше принадлежало Церкви. В свое время — где-то еще в конце 80-х годов — один из москвичей пожаловался известному старцу архимандриту Иоанну Крестьянкину на то, что в столице жить тяжело. А тот ответил так: «Что же вы так говорите о Москве, ведь в Москве 46 храмов (тогда столько действующих церквей было в столице) каждый день служат Божественную литургию». А сейчас в Москве возносится более пятисот Божественных литургий.
Надо отметить, что музейные работники все-таки в той или иной степени стараются сохранять памятники искусства. Мы приняли этот памятник архитектуры и искусства в достаточно приличном состоянии, все было убрано и чисто, все коммуникации работают. Я думаю, что в будущем сотрудничество с музеем может продолжаться. Ведь в фондах музея есть православные иконы, которые могут украсить нашу церковь. К тому же музейные работники и сейчас ходят на службы в наш храм, который за многие годы стал для них родным.
N 12 (313) июнь 2005