Русская линия
Церковный вестник Сергей Попов05.07.2005 

Совершенствовать законодательство необходимо

В начале июня в российской прессе вновь оживились дискуссии вокруг необходимости внесения поправок в закон «О свободе совести и религиозных объединениях». О некоторых из них речь шла и на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Наша редакция обратилась за комментариями к председателю Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергею Попову. Напомним, что в конце 2004 года С.А. Попов уже отвечал на вопросы, связанные с подготовкой поправок. Тогда он сообщил, что подавляющее большинство разработчиков, в том числе и он сам, считают, что нет необходимости принимать новый закон, достаточно принять поправки к ныне действующему.

— Сергей Александрович, несколько лет идут дискуссии о том, какие необходимы поправки к закону «О свободе совести и религиозных организациях». Каким, с вашей точки зрения, должен быть подход к этой проблеме?

— Общая позиция у нас вполне определенная — совершенствовать законодательство необходимо. И здесь надо иметь в виду, что поправки могут носить разный характер: некоторые — чисто технический, а другие — содержательный.

Вот пример, который говорит о необходимости технических поправок. Год назад мы приняли закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В нем мы зафиксировали норму, которая касается массовых мероприятий наших религиозных конфессий. В то же время, когда речь идет об обрядовой стороне массовых мероприятий, то этот вопрос должен регулироваться законом о свободе совести. Поправки призваны устранить конфликт между нормами в этих двух законах. Мы говорим о том, что не следует приравнивать религиозные обряды к общей системе массовых мероприятий и, следовательно, их организаторы должны иметь иной порядок взаимодействия с властью, чем организаторы обычных митингов, демонстраций и т. п. Теперь в законе о свободе совести этот механизм надо прописать как норму.

— Как представители религиозных организаций участвуют в подготовке поправок и каков общий круг участников этой работы?

— Что касается участия религиозных организаций, то приведенный выше пример — это позиция юристов Русской Православной Церкви, и мы с ней в принципе согласны, однако необходимы некоторые уточнения. Надо подчеркнуть, что сегодня работа над поправками еще продолжается и окончательных, согласованных текстов нет. Мы ведем работу со всеми конфессиями, с учеными и экспертами. Проходят консультации, и это может потребовать значительного времени.

Кроме того, идет работа и в правительственной Комиссии по взаимодействию с религиозными объединениями, которую возглавляет министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов. У них — свой круг проблем, и они готовят свои замечания и поправки к законам.

Задача депутатского корпуса, и, в частности, нашего Комитета, все это грамотно собрать, дать экспертную оценку и сделать выводы, как в сложившейся ситуации дальше строить работу.

— Вы являетесь президентом Межпарламентской ассамблеи православия, объединяющей православных парламентариев разных стран мира. Что сегодня находится в центре внимания ассамблеи?

— Исторически создание Межпарламентской ассамблеи православия стало ответом на вызовы общеевропейских объединительных процессов и было продиктовано необходимостью создания организации, отстаивающей интересы православного сообщества. Сравнительно быстро МАП вышла за рамки ареала восточноевропейских стран, продемонстрировав общемировую потребность в защите духовно-нравственных и социальных ценностей православия, его традиций и культуры.

Наша организация появилась именно в то время, когда многие социологи, футурологи и политологи констатировали начало глобального системного кризиса, охватывающего не только все сферы жизни человеческого сообщества, все страны, все общественные системы, но и природную среду обитания человека, саму человеческую личность, религиозное сознание людей.

В сохранении и защите православных традиций в конце XX века Межпарламентская ассамблея православия сыграла особую роль, став, пожалуй, одной из немногих международных политических организаций, которая предпринимала попытки привлечь внимание прежде всего к проблемам правозащитного характера, противодействовать прозелитизму, защитить права и религиозные свободы человека.

Межпарламентская ассамблея православия из организации, лишь декларирующей свои принципы и задачи, постепенно превращается в действующую объединительную силу, представляющую интересы православного сообщества народов мира. Она сумела добиться признания на международной арене как эффективная миротворческая организация, позитивно участвующая в разрешении сложных межхристианских конфликтов в Болгарии, Молдавии, Украине, Эстонии, Греции, Грузии, Югославии и на Кипре.

Хотел бы сегодня особенно подчеркнуть важность наметившегося диалога МАП с представителями исламского мира и, прежде всего, установившиеся постоянные контакты с Парламентским союзом Организации исламская конференция (ПСОИК). Убежден, что наши контакты служат более четкому и полному взаимопониманию и могут стать путем к созиданию мира, лишенного национальной и религиозной ненависти. Проведенная недавно совместно с ПСОИК конференция в Аммане является лучшим доказательством нашего конструктивного сотрудничества.

На днях в Женеве в резиденции Православного центра Вселенского Патриархата в Шамбези состоится XII Генеральная ассамблея Межпарламентской ассамблеи православия, посвященная теме «Религии перед вызовами сегодняшней реальности и современного мира», в работе которой примет участие постоянная делегация Государственной Думы, в этом году председательствующая на данном международном форуме. У меня большие ожидания от этой ассамблеи, поскольку на ней будут определяться новые формы работы нашей организации, а значит, будет дан толчок дальнейшему сотрудничеству православных парламентариев.

Беседовал Сергей Чапнин

N 12 (313) июнь 2005

http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1480


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru