Русская линия
Интерфакс-Религия05.07.2005 

Заявление президента Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России А. Гайдамака по поводу скандала вокруг книги «Кицур Шульхан Арух»

Последние события вокруг издания Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России русского перевода книги «Кицур Шульхан Арух» вызвали бурную реакцию как в России, так и за ее пределами. В действительности, мы имеем дело с очередным испытанием российского общества на политическую зрелость. От того, как мы выдержим это испытание, будет зависеть, как скоро укрепится российская демократия, как прочно утвердятся в России основы современной политической культуры.

Еврейский народ на протяжении тысячелетий своей истории жил среди других народов, сохраняя свои традиции, жизненные устои и веру предков. Культурная и религиозная самоидентификация евреев порождала настороженность и недоверие к ним со стороны других народов. Именно поэтому евреям постоянно приходилось решать задачу налаживания добрых отношений с соседями, сохраняя при этом свою самобытность. Любой непредубежденный читатель найдет это стремление к добрососедству и в тексте «Кицур Шульхан Арух» — своде правил повседневной жизни еврейской общины XIX века.

Время написания этого документа, безусловно, отложило свой отпечаток на его текст. Напряженность межконфессиональных отношений, недостаток гуманизма и веротерпимости в общественной жизни того времени отчетливо видны со страниц этой книги, что нашло свою оценку в предисловии к русскому изданию р. Зиновия Когана. Со времени этой книги скоро минет уже два века, а со времени написания ее предшественника — памятника еврейской культуры «Шульхан Арух» — уже полтысячелетия. За это время не только евреи поняли, как важно уметь жить вместе с другими народами, уважать чужую культуру и чужую религию, не утратив при этом свои собственные. Это понимание к началу XXIвека стало неотъемлемой частью политической культуры цивилизованного общества.

Никакая культура, конечно, не гарантирует от неприглядных поступков ее носителей и бытовых инцидентов, равно как и никакая политическая культура не избавляет от уличной ксенофобии и бытового антисемитизма. В современной Европе проявлений антисемитизма на бытовом уровне едва ли не больше, чем в России. Но политическая культура в том-то и состоит, чтобы иметь социальный иммунитет и механизмы предотвращения проникновения антисемитизма, как и всякого другого антикультурного явления, на государственный уровень, на уровень большой политики. Поэтому совершенно невозможно себе представить, чтобы в какой-либо европейской стране депутат национального парламента, претендующий на возможность и далее оставаться на политической сцене, стал бы требовать запрета еврейских организаций на основании фактов переиздания документов XVI—XIX вв.еков. Просто потому, что механизмы культурного самоочищения сработают в этом случае неотвратимо: позволивший себе такую оригинальность персонаж не найдет понимания у соотечественников, встретит, как минимум, осуждение коллег по политическому цеху и очень скоро просто перестанет существовать как политик.

Современной российской демократии идет всего лишь второй десяток лет. Недостаток выработанных за это время политических, правовых и общественных инструментов регулирования социальной жизни ощущается нами постоянно. Отношения между народами различных культур — безусловно, важная, но все же не та область общественной жизни, где этот недостаток проявляется острее всего. Поэтому известные письма в Генеральную прокуратуру, подписанные депутатами Государственной Думы, и необдуманные действия самой прокуратуры, расцениваются ответственной государственной властью и здравомыслящими российскими евреями как досадный инцидент, вызванный недостатком политической культуры и наносящий вред не только еврейским организациям, но и авторитету государственной власти и международной репутации Российской Федерации.

Наша задача состоит в том, чтобы эти события не только вызывали неприятие, но и заставили власть и общество сделать соответствующие выводы, и, в конечном итоге, способствовали выработке социального иммунитета по отношению к любым проявлениям национальной и религиозной нетерпимости, антисемитизму и ксенофобии. Для многонациональной и многоконфессиональной России жизненно необходимо умение быстро и адекватно действовать в таких ситуациях. Нельзя превращать ни еврейскую, ни какую-либо другую национальную тему в один из главных вопросов внутренней и даже внешней политики. Мы живем вовсе не в такое благополучное и безопасное время, чтобы можно было столь бездумно растрачивать силы народов России на религиозную и национальную междоусобицу.

Безответственная позиция авторов писем, ищущих скандальной известности любой ценой, вызвала естественную озабоченность еврейских организаций в разных странах мира, искренне встревоженных возможностью возвращения к антисемитским сценариям, которыми так богата история прошлого.

С другой стороны, действия неумеренных псевдозащитников евреев, поспешивших обвинить Россию и государственные власти в антисемитизме, или не учитывают того, что Россия переживает этап становления демократии, или направлены на использование ситуации для раздувания скандала с целью саморекламы.

Мы выражаем надежду и уверенность, что антисемитизм не имеет реальных перспектив стать частью российской государственной политики — гарантией этому служит последовательное становление демократических принципов в России.


4 июля 2005 г.

http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=175


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru