Православие и современность | Александр Мраморнов | 04.07.2005 |
К сожалению, саратовский период служения святителя (1903−1912), наполненный массой интересных, выдающихся и трагических событий, плохо освещен в исторической литературе. Мало кто знаком с научными диссертациями и статьями, посвященными истории епархии в «гермогеновский» период. Да и не будет особой пользы от знакомства со многими из них, так как там повторяются несвежие штампы антирелигиозной публицистики 1920-х гг., вроде «крайний реакционер», «фанатичный черносотенец», а исторический анализ весьма поверхностный. Нет пока изданных в виде книги биографий владыки. Газетные статьи о нем, появившиеся в последние годы, весьма немногочисленны. И потому сегодня верующие нашей епархии знают о святителе крайне мало.
А между тем, еще будучи викарием, епископом Вольским (1901−1903), владыка Гермоген заслужил у своей паствы доверие и любовь. Помощник сирых и убогих, талантливейший проповедник, достойный подражатель Златоуста — таким узнали его тысячи верующих. Святитель стремился к неотступному соблюдению устава при совершении богослужений, заботился о его красоте и величественности. При его непосредственном участии происходило становление второй в епархии духовной школы для девушек — епархиального училища в Вольске.
Служение владыки на Саратовской кафедре пришлось на тревожные годы. Уже в сентябре 1904 г. явное неповиновение своему архиерею проявили воспитанники духовной семинарии, отказавшись петь многолетия во время престольного праздника в домовой церкви своей alma mater, а затем еще и демонстративно прокашляв все время служения литургии. Семинарское начальство решило исключить хулиганов, но владыка простил их, дав им испытательный срок. Те, однако, не образумились, не смирились и в ноябре того же года подняли крупные волнения в семинарии. Положение усугублялось присутствием в учебном заведении синодального ревизора М.И. Савваитского.
С конца 1904 г. по благословению епископа в Саратове стала издаваться газета «Братский листок», в которой вплоть до своего удаления с саратовской кафедры сам святитель неоднократно печатал свои сочинения и речи. Газета первоначально бесплатно раздавалась во всех приходах города. Противники архипастыря писали ему анонимки, в которых сравнивали «Братские листки» с «клозетной бумагой». В то же время простой верующий народ с удовольствием читал предлагавшиеся ему саратовским духовенством статьи религиозно-нравственного содержания.
В октябре 1905 г. в Саратове с наибольшей силой бушевала революционная смута. Город был отрезан от внешнего мира из-за забастовок, на улицах устраивались бесконечные митинги. В те дни святитель Гермоген ежедневно проповедовал в Александро-Невском кафедральном соборе, призывая к миру и спокойствию. По словам современника, владыка, «не страшась революционной банды, смело шел навстречу угрожавшей ему опасности. И революционеры боялись и ненавидели преосвященного всеми силами своей трусливой души. Для них он был наиболее страшен и опасен, как единственное в городе официальное лицо, не пошедшее на поводу у революции, а ей противодействовавшее».
Окончание открытой революции не означало наступления мира. Общественные конфликты становились все острее. На всю Россию владыка Гермоген прославился своими выступлениями против пьес В.В. Протопопова, Франка Ведекинда и Леонида Андреева, протестами против чествования Льва Толстого. Над речами и выступлениями епископа многие «прогрессивно настроенные» сограждане смеялись. Но в их основе лежало искреннее желание сохранить в народе чистоту веры. И верующий народ, в свою очередь, внимал архипастырю, храмы были до отказа заполнены людьми (а всенощные, например, владыка часто заканчивал служить в полночь или даже позже). Охотно посещались пастырские беседы, устраивавшиеся по инициативе архипастыря в зале музыкального училища (ныне — Большой зал Саратовской консерватории) и возглавлявшиеся им самим. Многих маловерующих и теплохладных христиан категоричность святителя отталкивала, но он этого не пугался, оставаясь верным своему пониманию собственного христианского и епископского долга.
Смещение епископа Гермогена с Саратовской кафедры стало в январе 1912 г. полной неожиданностью для всей епархии. Да, владыка ослушался царя, ослушался Св. Синод, но соблюдал каноны и чистоту веры. Его выступление против предложения ввести институт диаконис и против Григория Распутина, оцененное современниками как протест против неканоничной системы управления Церковью, стало первым подобным шагом со времен бесстрашного священномученика митрополита Арсения (Мацеевича). Тяжело заболевший, истощивший себя постом владыка был почти силой вывезен с Ярославского синодального подворья на Васильевском острове Петербурга и отправлен в Западный край (Белоруссию), в Жировицкую обитель. Там, кстати сказать, память о святителе жива до сих пор: находясь в заточении, он лечил людей, духовно и телесно, исповедовал, наставлял, проповедовал. Ни февральскую, ни октябрьскую революцию он не принял.
…Православные саратовцы ныне молятся в тех же храмах, в которых столетие назад служил и молился великий святитель, ходят по улицам и площадям, где он во главе городского духовенства шествовал в крестных ходах, но почти не помнят о нем. 29 июня — тот день, когда следует особо вспомнить о епископе Гермогене, главной целью земной жизни которого было сохранение чистоты православной веры окормлявшихся им чад Церкви в жестокой борьбе с ересями и лжеучениями. В этот день все мы должны обратиться к святому: святителю града Саратова, святый отче Ермогене, моли Бога о нас. Думаю, что, узнав хотя бы то немногое, что предложено здесь, о праведном житии и мученической кончине архипастыря, православные саратовцы с особой теплотой вознесут к нему свои молитвы.
Александр Мраморнов,
ученый секретарь Саратовского Епархиального
церковно-исторического общества
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/51.html