Молодежь Эстонии | Любовь Семенова | 04.07.2005 |
Не было бы счастья… Кто знает, как долго еще находились бы под полом Успенского собора тела двух тартуских священников (похороненных здесь 86 лет назад и позднее внесенных в список Всех Святых Эстонской земли) Михаила и Николая, если бы не начавшиеся в храме ремонтные работы. С душевным трепетом поднимали строители доски пола, под которыми столько лет скрывались от посторонних глаз эти могилы.
Сейчас мощи находятся в трапезной Успенского собора. Они помещены в раки (гробницы в виде большого ларца со стеклом), которые по просьбе Эстонской апостольской православной церкви были специально изготовлены из самого прочного дерева — дуба на тартуском деревообрабатывающем предприятии OЬ DOZ. Как сказала «Молодежи Эстонии» владелица фирмы Надежда Дякуновская, перед началом работ предприятие получило благословение от священнослужителей Успенского собора. Раки стоят по обе стороны от алтаря: слева — Михаил Блейве, справа — Николай Бежаницкий.
По окончании ремонта святые мощи будут перенесены в храм и выставлены там на всеобщее обозрение.
Жертвы революции
Протоиереи Михаил Блейве и Николай Бежаницкий погибли мученической смертью во время резни, устроенной эстонскими красными комиссарами Оттером, Куллем и Рятсепом, когда Красная Армия под натиском противника покидала Тарту (в то время город Юрьев). Это произошло 14 января 1919 года в подвале Кредитной кассы, где заложниками содержались мирные граждане различных вероисповеданий и вместе с ними арестованные 2 января епископ Ревельский Платон (в миру Павел Петрович Кульбуш) и пресвитеры Михаил (Блейве) и Николай (Бежаницкий).
По свидетельствам очевидцев, епископ Платон, отбывший в середине декабря 1918 года в Юрьев, заболел свирепствовавшим в то время в Эстонии испанским гриппом, от которого оправился лишь к приходу большевиков, ненадолго захвативших город. 2 января 1919 года он впервые после болезни отправился на прогулку в сопровождении диакона Дорина, и во время этой прогулки оба подверглись аресту.
По обнародованным данным, в те дни всего было арестовано 225 человек, в том числе 80 женщин. С ними обращались грубо, но особенно издевались над священниками: красные комиссары отметились в истории своим нетерпимым отношением к церкви.
Когда большевикам стало ясно, что город не удержать, заложников начали уничтожать. Убивали их страшно, топором разбивая головы и расстреливая на близком расстоянии разрывными пулями. Успели убить 19 человек.
Известно, что протоиерей Михаил Блейве, узнав об аресте епископа Платона, решил вызволить его из заточения. Собрав вещи и сделав последние распоряжения по дому, он отправился в комендатуру и предложил себя в качестве заложника в обмен на арестованного епископа. Но был убит вместе со своим владыкой в подвале Кредитного банка в тот же день.
В книге внучки Николая Стефановича Бежаницкого Тамары Милютиной «Люди моей жизни» приведен рассказ очевидца, побывавшего в «подвале смерти» сразу после резни: «Первою мыслью было проверить слух о расстреле. Я поспешил спуститься в подвал. Ужас объял меня. У самого входа я увидел окровавленный и страшно изуродованный труп мужчины и рыдающую над ним женщину. В первом отделении погреба были уже некоторые лица, и все держали в руках горящие свечи, освещавшие подземелье. Кто-то из них, указывая на дверь во второе отделение погреба, сказал: „Посмотрите, что наделали эти звери!“ И действительно, я увидел нечто ужасное, незабвенное…
Гора еще теплых трупов с раздробленными черепами < > На самом верху лежал несчастный о. Бежаницкий с откинутою головой и изуродованным лицом…
В каком-то полусознательном состоянии я вышел на воздух и стал ждать уборки трупов в надежде увидеть епископа еще живым. Вот стали выносить: все окровавленные, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых так и застыл ужас…
Вынесли о. Н. Бежаницкого, пастора Гана, о. М. Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, т. к. разрывная пуля была пущена в затылок, и все лицо было вывернуто.
Одним из последних вынесли епископа Платона. Белье на нем было обильно окрашено кровью, вместо затылка одна сплошная рана — полное отсутствие в черепной коробке мозга (мозг вытек), персты правой руки сложены для крестного знамения».
Тело епископа Платона носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран, причем одна из них — от разрывной пули прямо в правый глаз, затылок был пробит прикладом винтовки. Его опознали только по спрятанной на груди панагии.
Смертию смерть поправ
Отпевание мучеников было совершено 18 января 1919 года в Успенском соборе города Юрьева (Тарту); 31 января тело епископа Платона было перевезено в Ревель (Таллинн). 9 февраля владыка был погребен в левом приделе того самого Спасо-Преображенского собора, где почти за год перед этим состоялась его первая архиерейская служба.
В 1929 году во дворе собора был установлен бюст епископа Платона, а 17 — 18 февраля 1931 года состоялось торжественное освящение мраморного саркофага над его могилой, сооруженного на средства, ассигнованные эстонским правительством и собранные путем пожертвований.
59-летний о. Николай Бежаницкий и 45-летний о. Михаил Блейве были похоронены в Тарту, в Успенском соборе: о. Николай в правом приделе, о. Михаил — в левом.
В 1929 году в подвале юрьевской Кредитной кассы была освящена часовня. После этого ежегодно 14 января в Успенском соборе служили торжественную панихиду, на которой, кроме православных священников, присутствовали и лютеранские пасторы. После панихиды шли Крестным ходом из собора в часовню. К процессии присоединялись члены еврейской общины, которые дожидались окончания панихиды за оградой Успенского собора. Осенью 1940 года эту часовню разрушили, а с надгробий о. Михаила и о. Николая в Успенском соборе исчезли надписи «мученически убиенный».
20 августа 2000 года Архиерейский Собор Русской православной церкви, состоявшийся в Москве, прославил епископа Платона в лике новомучеников. Чин канонизации был торжественно совершен в храме Христа Спасителя в Москве. Вместе с ним к лику святых причислены умученные в Тарту протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве.
Епископ Платон был канонизирован и второй раз в октябре того же года уже Константинопольской церковью, патриархом Варфоломеем как главой и эстонских православных. Московская патриархия расценила такую двойную канонизацию как оскорбление и нарушение своих прав.
В список Всех Святых Эстонской земли входят 89 человек:
Священномученик Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие, Святой Благоверный князь Александр Невский, Преподобный Серапион Псковский, Преподобный Иона Псково-Печерский, Преподобная Васса, Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский, Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (Мацеевич), Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Священномученик Иоанн (Кочуров), Священномученик Димитрий (Чистосердов), Священномученик Александр (Волков), Священномученик Сергий Раквереский (Флоринский), Священномученик Платон, Епископ Ревельский, Священномученик Михаил (Блейве), Священномученик Николай (Бежаницкий), Святитель-исповедник Агафангел, митрополит Ярославский, Священномученик Карп (Эльб), пресвитер Петроградский.