Правда.Ru | Вадим Трухачев | 04.07.2005 |
Сама конференция оставила двоякое
впечатление. С одной стороны, она подняла важный вопрос, касающийся нашей
истории. Деятельность многих деятелей науки и культуры, оказавшихся в числе
белоэмигрантов и осевших в Чехословакии, почти не изучалась в советское время, и с помощью такой конференции мы открываем забытую часть нашей культуры, истории и науки. С другой, для привлечения к ней интереса широкой общественности
практически ничего не было сделано. Темы докладов были такими, что не могли
вызвать широкого интереса к мероприятию, и даже светила науки практически ни о чём не могли поспорить друг с другом.
Между тем, такая конференция прошла в Москве
впервые. Учитывая слабость связей между современными Россией и Чехией, ею можно
было воспользоваться для обсуждения самых широких проблем в двусторонних
отношениях, корни которых во многом уходят в указанный период. Например,
белочехи незаконно вывезли из охваченной войной России огромную партию золота. И это золото надо учитывать в рассмотрении вопроса о нашем долге Чехии в Парижском
клубе. Кроме того, отношение к России первого президента Чехословакии Т.Г.
Масарика во многом до сих пор определяет отношение к нам чешской, да и не только
чешской политической элиты, а значит, и межгосударственные отношения. Об этом,
конечно, говорилось, но в весьма малом количестве
докладов.
Куда более
содержательной выдалась застольная часть конференции, где обозревателю
«Правды.Ру» удалось поговорить с тремя чешскими молодыми учёными.
— Ребята, вы впервые в России?
— Да,
впервые.
— Визу сложно было
получить?
— Не очень. Неделя — и всё готово. Правда, бумаги
пришлось собирать за полгода до поездки.
— Как вам Москва? В Европе некоторые её называют «столицей
азиатских варваров».
— Нет, такого впечатления не было. Вполне
европейский город. Только очень грязный и цены очень высокие. В то же время
здесь очень своеобразные достопримечательности, которых в Западной и Центральной
Европе нет.
— Что вас здесь особо поразило?
—
Думали, что у вас на каждом углу портреты Путина висят (Смеются). Нет, на самом
деле у вас очень красивый Кремль. Только не понимаем, почему вход на его
территорию платный. Ещё церкви, конечно. Мы думали, что церкви у вас, как в Греции или Болгарии. Но эти золотые купола ни с чем не сравнимы.
— Что вы думали о нас
до приезда сюда?
— У нас есть две точки зрения о русских.
Первая, что вы — азиаты и с вами невозможно разговаривать. Вторая — что вы такие
же европейцы, как и мы, потому что наши языки похожи друг на друга. На самом
деле люди здесь разные и всё зависит от конкретного человека. Мы поняли, что у вас много особенностей, вы отличаетесь от Западной Европы, но всё же вы —
Европа. Прежде всего, потому, что у нас с вами общие корни — христианские.
Славянская Чехия — Европа, православная Греция — Европа, славянская и православная Болгария — Европа, значит, и Россия — Европа.
— Стоп! Это — двойные стандарты. Значит, политически от нас
надо отгораживаться стеной, а Толстой, Чайковский, Чехов и т. д. — часть
европейской культуры. Тут только два варианта: либо они — не Европа, либо Россия
— европейская страна во всех смыслах. Впрочем, Чехова вы, наверно, за фамилию
любите.
— Знаешь, о последнем мы подумали только сейчас. А так,
культура — отдельно, политика — отдельно. Культура и наука объединяют людей,
политика разделяет.
— Как вы оцениваете российско-чешские отношения?
— Может, не надо?
— Думаю, необходимо. Иначе вместо
нас их будут оценивать дилетанты. Причём в военной форме.
—
Ладно. Мы, да и большинство чехов, не считаем Россию врагом. Хотя на 1968 год
обижены. Россия для нас очень важна как противовес другим странам — прежде
всего, США и Германии. Но речь идёт о демократической, дружественной России, а не о России имперской.
— Так я и думал,
что вы вспомните 1968 год. Но до него было ещё кое-что. Например, в годы
Гражданской войны ваши предки из чехословацкого корпуса (белочехи — ред.)
награбили здесь тонны золота и основали целый банк в Праге. В Сибири о вас до сих пор вспоминают с содроганием. И это золото стоит немало — сотни миллионов, а то и миллиарды долларов.
— Может, конечно, и награбили. Только
потом вы задолжали нам не меньше.
— За что?
— Трамваи, локомотивы, обувь, станки. Оккупация 1968 года,
наконец. Да если бы не приход социалистического строя, мы бы жили не хуже, чем в Австрии. Ведь до войны так оно и было.
— А сама война? Не Советский Союз ли освободил вас от нацистов и спас от насильственного онемечивания?
— Да, это так.
Мы благодарны советским солдатам. Но потом нам навязали социализм, задушили
свободу, и на 40 лет мы фактически снова лишились независимости.
—
А сейчас как? При социализме связи были.
Сейчас почти все они разорваны, визы всё жёстче.
— Визы,
конечно, это плохо. Визовый режим надо если не полностью отменять, то выдавать
визу на границах. Политика не должна мешать людям общаться.
—
Насчёт политики. Как вы оцениваете
российско-чешские отношения ввиду того, что Чехия вступила в ЕС и НАТО?
— Евросоюз даст нам новые возможности. Мы — страна в центре Европы, и не можем быть от него в стороне. Хотя мы против передачи всей
власти бюрократии в Брюсселе. Вам не стоит бояться ЕС. Он не направлен против
России. Он сможет установить с ней особые отношения, а лет через 30 вас, может
быть, туда даже и примут.
— А как быть с Украиной, «оранжевой
революцией»?
— Украина ближе к Европе. Вероятно, её в Евросоюз
возьмут раньше, хотя тоже нескоро. Её вступление в ЕС также не направлено против
вас. Мы знаем, что Киев — мать городов русских, это — колыбель Русского
государства, поэтому её вхождение в единую Европу — шаг к приближению к ней
самой России.
— То есть, Россия нужна
Европе как сырьевой придаток. Об этом говорили многие ваши деятели. Она —
главный рынок сбыта чешских товаров…
— За этим, конечно, тоже.
Но не только. У вас есть много чего кроме полезных ископаемых. Во враждебной
Европе России не заинтересованы большинство европейцев. И Чехия — в первую
очередь.
— А НАТО? Вам известно,
против кого он создавался?
— НАТО — более сложный вопрос. С одной стороны, мы должны участвовать в принятии решений в военно-политической
области, а они принимаются в Североатлантическом альянсе. С другой, мы были
против бомбардировок Югославии и вторжения в Ирак. Современное НАТО, как нам
кажется, не угрожает России. Если Альянс, не дай Бог, начнёт войну с Россией,
большинство чехов, да и остальных европейцев, выступит против.
—
Перейдём к Чечне. Ваша пресса и ряд политиков
называет людей, совершивших 15 терактов только в одной Москве, в том числе и тех, кто захватывает детей в театре и школе и взрывает жилые дома, «повстанцами»
и «борцами за свободу». Как вы к этому относитесь?
— Нам
говорят, что среди чеченских сепаратистов есть умеренное крыло. Но террор нельзя
оправдать ничем. Насчёт слов — наши СМИ просто отрабатывают заказ. Не все в Чехии доверяют им, в том числе и по поводу Чечни. Лично мы исламистов боимся
куда больше русских. Мы считаем, что если бы Россия дала Чечне независимость,
Россия бы развивалась куда быстрее. Хотя не знаем, возможно ли это сейчас, и будет ли возможно в будущем.
— А про «диктатуру Путина» и
«отступление от демократии»?
— В Чехии боятся возвращения России
к тоталитаризму. Нам нужна демократическая Россия, такая Россия будет нашим
союзником и партнёром. Нам показалось, что авторитарные тенденции у вас есть, но их масштабы наша пресса преувеличивает. Наверно, нельзя после советского
социализма сразу стать демократической страной. А массовый культ личности Путина
— вымысел.
— Проблем много. Какой выход
видите?
-Надо чаще встречаться, лучше узнавать друг друга, и говорить о более приятных вещах. О том, что сближает, а не разделяет. Сначала
друг к другу тянутся люди, и только потом они вынуждают своих руководителей
пойти себе навстречу. Тем более, что у русских и чехов для этого есть все
предпосылки. Да и у русских и остальных европейцев тоже.
http://www.pravda.ru/printed.html?news_id=20 235