Русская линия
Вера-Эском Михаил Сизов04.07.2005 

Нужна ли русскому тарелка?

На днях патриотическая общественность, в основном московская, отметила 75-летие русского патриота и художника Ильи Сергеевича Глазунова. Недоброжелатели называют «кичем» его картины: сусального вида славянских красавиц с огромными очами-блюдцами, безликих русских бородачей-витязей в островерхих шлемах, портреты знаменитостей, на которых старики выглядят моложаво, а молодые — мужественнее… Признаться, Глазунов никогда мне не нравился, но вот парадокс — самую длинную в своей жизни очередь я отстоял, чтобы посмотреть именно его картины. Было это в конце 80-х, по пять часов, перетаптываясь на лютом морозе, длиннющей лентой тянулись люди в ленинградский Манеж. Затем, зачарованные, ходили по выставке Глазунова, в центре которой стояло гигантское, до потолка, полотно «Мистерия ХХ века», составленное из сотни лиц: Николая II, Ленина, Гитлера, Гагарина и т. д. Экскурсовод рассказывал об оптическом приборе, использованном живописцем: берется фотография, проецируется на холст, затем обводится контур… «Какая ж это живопись? — недоумевал я. — И зачем люди пришли сюда?» А пришли, сейчас я думаю, по простой причине. В ту пору в прессе и по ТВ всячески охаивалось все национальное, державно-патриотическое, и для русских людей эти картины оставались как бы глотком воздуха. Другой «отдушиной» в Ленинграде были митинги в Румянцевском сквере, где активисты общества «Память» разоблачали еврейский заговор. Ходить на Глазунова и на эти митинги означало тогда быть «русским патриотом».

Кажется, с тех пор много воды утекло. Русский «кич» поставлен уже на коммерческие рельсы, пример чему сверхприбыльный фильм «Турецкий гамбит». Давно уже нет стихийных антиеврейских митингов, зачинщиков которых преследовали за экстремизм. Наоборот, примечательный факт: нынешней весной в Генеральную прокуратуру России поступило письмо с требованием запретить деятельность экстремистских… еврейских организаций.

Конкретно речь шла о «разжигающем рознь» еврейском духовном своде законов «Кицур Шульхан Арух» (о нем мы писали в «Хронографе» три года назад — «Спящая статья», N 427). Подписали письмо писатель В. Белов, генерал Л. Ивашов, скульптор В. Клыков, шахматист Б. Спасский и другие, всего собрано 5000 подписей. Письмо могло остаться незамеченным, если б не известная оголтелость «демократических» СМИ. В разных изданиях как по команде поднялся страшный шум, а Российский еврейский конгресс подал в прокуратуру встречный иск на авторов письма с требованием привлечь их к уголовной ответственности. И напоролся… Прокуратуре пришлось провести юридическую экспертизу, действительно ли свод иудейских религиозных законов человеконенавистнический и шовинистический, как утверждается в письме. На днях было оглашено ее решение, в котором, в частности, говорится:

«В тексте книги „Кицур Шульхан Арух“ использованы специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации или отдельных лиц», а также то, что «используемые в книге „Кицур Шульхан Арух“ словесные средства выражают негативные установки в отношении любого — без конкретизации — иноплеменника (нееврея, гоя) и любого — без конкретизации — иноверца (неиудея, акума)».

Михаил Назаров заявил газете «Известия», что доволен результатом судебного разбирательства: «Теперь каждый русский человек может называть нравственный кодекс иудаизма оскорбительно-экстремистским». Прежде подобное и представить нельзя было. Но стоит ли так уж радоваться? Что прокурорское решение меняет? Да ничего. Русский народ, как и 15 лет назад, все также вымирает, а его патриоты продолжают размениваться в борьбе с «врагами» и утверждаться в культурных мероприятиях-междусобойчиках, подчас не выходящих за пределы Садового кольца. Впрочем, последнее обстоятельство авторы «Письма 5000» объясняют тем, что государство не допускает патриотическую общественность к телевидению.

О телевидении… Вспоминаются мне речи режиссера Н. Михалкова и о. Дмитрия Смирнова на последних Рождественских чтениях («Меж двух берегов», «Вера», N 483). Михалков в который уже раз говорил о необходимости вернуть России «национальное ощущение корневой системы», а для этого нужно заставить государство открыть круглосуточный русский телевизионный канал. Отец Дмитрий, напротив, утверждал, что ждать от власти уже нечего, русский мир должен обустраиваться сам, независимо от государства — на уровне приходских общин, семей. И, как ни странно, оба оказались правы. На днях объявлено, что русский телеканал действительно будет, но не государственный, а частный. Называется он «Спас», половину эфира отведут культурно-патриотической тематике, а другую — церковной. Для окупаемости в нем будет и реклама. Примечательно, что наряду с другими замечательными людьми в нем обещают участвовать и Н. Михалков, и о. Дмитрий Смирнов. Почти одновременно объявлено, что расширяет вещание и уже существующий круглосуточный православный канал «Союз», который принадлежит Екатеринбургской епархии. Если раньше его сигнал принимали только в Сибири и Казахстане, то теперь православные передачи смогут смотреть в Европейской части России, в Прибалтике и Европе.

Особенность обоих каналов в том, что принимать их можно, только купив спутниковую антенну (тарелку) или заплатив за подключение к кабельному телевидению. Для нас, бывших советских людей, это, конечно, непривычно. Но таков уж современный мир — приходится платить за все. Есть надежда, что в будущем, увидев популярность этих передач, государство предоставит дотацию и примет православное вещание на обычный метровый диапазон. Но для этого авторам его придется основательно поработать, выдав качественный продукт, а нам — «проголосовать» подключением.

Без труда, как говорится, не выловишь и рыбки… Снова и снова вспоминаю конец 80-х, как мы пять часов, ежась от мороза, стояли «на Глазунова», русского художника. Один мой сокурсник, иностранец, помню, куда-то отлучился, а потом появился с термосом и стал продавать в очереди горячий кофе. «Ну ты и буржуин», — заметил я. «Так я почти без прибыли, за сколько кофе купил, за столько продаю». — «А смысл?» — «Скучно в очереди стоять, холодно, опять же людям добро сделал». Для меня, советского человека и «русского патриота», слова товарища были откровением. Действительно, чего нам ждать, замерзая на одном месте, когда свою жизнь мы можем улучшить сами?

http://www.vera.mrezha.ru/493/2.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru