Посев | Светлана Шешунова | 02.07.2005 |
В стихотворении «Полководец», посвященном М.Б. Барклаю-де-Толли, Пушкин воспевает Галерею 1812 г., которую до сих пор можно видеть в Зимнем дворце:
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Пушкин, как всегда, точен: поясные портреты 332 генералов русской армии, написанные английским художником Джорджем Доу или под его руководством, расположены в пять рядов и образуют действительно «тесную толпу».
Нет в России галереи генералов Гражданской войны. А ведь эта война, по сути, тоже была Отечественной, потому что именно за Отечество шли белые полки против тех, для кого Россия была лишь топливом мировой революции.
Нет галереи живописной, но есть теперь галерея словесная. Это два сборника «Белое движение. Исторические портреты»[1] (готовится к выходу третий), куда входят на сей день двадцать биографических очерков. Они посвящены как самым известным (А.В. Колчаку, А.И. Деникину, П.Н. Врангелю), так и мало знакомым широкому читателю руководителям Белого движения (например, генералам С.Н. и И.Н. Балаховичам). Авторы этих очерков А.С. Кручинин, В.Ж. Цветков, А.А. Петров, А.В. Марыняк, Р.М. Абинякин и др. — создают образы своих героев вполне в духе Дж. Доу.
По свидетельству современников, английский художник достиг поразительного сходства с оригиналом, но эта правдивость не привела к натурализму — портреты знаменитой галереи оставляют в душе изящное и благородное впечатление. Здесь не требуется выбора, говоря словами другого пушкинского стихотворения, между «тьмой низких истин» и «возвышающим обманом»: высока сама истина. Авторы «Исторических портретов» также стремятся прежде всего восстановить факты: они рисуют своих героев, не скрывая их ошибок и слабостей. Но даже сквозь эти несовершенные черты (неизбежные в любом земном человеке и деле) в их портретах проступает красота жизни, положенной «за Русь Святую». Всех этих очень разных по происхождению, характерам и склонностям людей объединяет главное: все они стали начальниками «народных наших сил»; именно они воплотили в себе всё лучшее, что было в русском народе к 1917 г. и что он противопоставил безумному вызову большевизма.
Биографий белых полководцев, в том числе беллетризованных, в последнее время выходит немало. Чем принципиально отличается от них это издание? Во-первых, тем, что основано на огромной архивной работе. Еще в 1994 г. молодые историки (в том числе авторы «Исторических портретов» Л.С. Кручинин и А.А. Петров), собравшиеся за круглым столом в редакции журнала «Москва», говорили о том, что судя по состоянию архивов, Гражданская воина еще не кончилась. Груды ценнейших документов лежат, сваленные в кучу, наспех сшитые (да и то не всегда), никем не разобранные, не обработанные и не прочитанные[2]. Между тем слишком многие наши современники, пишущие об этой войне, спешат отвечать на глобальные вопросы: почему так случилось, кто виноват, можно ли было направить события иначе. И мало кто старается прежде выяснить: а что именно произошло?
«Подход у историка может быть только один: подобно Карамзину, сесть и разобрать десятки летописей»[3]. Именно этим перечисленные выше авторы и занимались прошедшие с тех пор десять лет. Не будет преувеличением назвать этот каждодневный труд титаническим. Ведь состояние множества документов таково, что их запрещено копировать, и их приходится часами переписывать от руки. Да и легко ли разобрать, например, донесение, написанное 80 лет назад химическим карандашом, да еще в полевых условиях?
Два тома «Исторических портретов» — результат именно такого труда. По условиям издания авторы вынуждены были отказаться от сопровождения текста справочным аппаратом. Но они с полной ответственностью заверяют читателя: «…каждое утверждение, приведенный факт, версия основаны <> в буквальном смысле слова на тысяче листов архивных документов, до нас никем не востребованных»[4]. Движимые тем же чувством ответственности, авторы всюду четко отделяют факты от версий. Они порой высказывают собственные догадки, но никогда не выдают их за достоверные обстоятельства, неизменно подчеркивая, что это именно предположения.
«Исторические портреты» резко выделяются из современного потока печатной продукции тем, что написаны подлинным русским языком, равно далеким от нудной наукообразности и столь распространенного ныне развязного жаргона. Сохраняя подробности событий, повествование сохраняет вместе с тем и аромат не искаженной советизмами речи. Например: «К началу марта сильно поредевший отряд — еще в ноябре в нем насчитывалось лишь два эскадрона вместо прежних пяти, а сейчас оставалось всего около полусотни всадников во главе с братьями Балаховичами, — осаживая под натиском продвигающихся вперед германских войск, был прижат к узкой водной перемычке, соединявшей Чудское и Псковское озеро. Растеряв значительную часть отряда при отступлении, его командир не растерял боевого задора, огрызаясь весьма активно и чувствительно и сумев, несмотря на давление противника, переправиться на „русский“ берег с „лифляндского“, но после этого все же вынужден был отправить посыльного за помощью»[5].
Особая роль в подготовке «Исторических портретов» принадлежит их составителю, автору предисловия и шести из вошедших в книгу статей Андрею Сергеевичу Кручинину. Этот историк, который и всем обликом своим напоминает офицера Императорской или Белой армии, одним из первых в посткоммунистической России посвятил свою жизнь восстановлению правды о Белом движении. В 1993 г., когда ему было немногим более двадцати лет, он начал выпускать в Москве журнал «Военная Быль»[6].
В 1952—1974 гг. в Париже под редакцией А.А. Геринга выходило одноименное издание Обще-Кадетского Объединения (N1−129). Последний оставшийся в живых член парижской редакции, председатель Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов во Франции А.Д. Шмеман подтвердил, что московский журнал имеет полное право считаться продолжением парижской «Военной Были» и принять ее имя. Не имея пи финансовой поддержки, ни материально-технической базы, А.С. Кручинин выпустил в свет десять номеров этого журнала и несколько отдельных изданий серии «Военно-историческая библиотека «Военной Были», в том числе: «Белое движение на Юге России: неизвестные страницы и новые оценки» (1995), «Атаман Г. М. Семенов и «союзники» (2002) и др.
Ныне А.С. Кручинин — сотрудник сектора военной истории Научного отдела Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», основанной А.И. Солженицыным. Вместе со своими коллегами, в том числе А.А. Петровым и А.В. Марыняком, он проводит в здании «Русского Зарубежья» вечера, посвященные памятным датам военной истории. Например, минувшей осенью такими вечерами были отмечены 130-летие адмирала А.В. Колчака и 80-летие Русского Обще-Воинского Союза, а в феврале 2005 г. теми же силами была проведена научная конференция «Памяти Великой войны: Первая мировая война, Россия и Русское Зарубежье», на которой прозвучало тридцать докладов.
Пожелаем же авторам «Исторических портретов» новых сил и помощи Божией в продолжение их славной галереи.
Примечания
[1] Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, Л.И. Деникин, П.Н. Врангель… / Сост. Л.С. Кручинин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 541, I3I с.: ил.; Исторические портреты: А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, Г. М. Семенов…/ Сост. А.С. Кручинин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 541, [3I с.: ил.
[2] Белые Воины // Москва. 1994. N 11. С. 106−107.
[3] Там же. С. 108.
[4] Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.II. Врангель… С. 10.
[5] Исторические портреты: А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, Г. М. Семенов… - С. 468.
[6] Ни в коем случае не пытаясь умалить заслуг уважаемого А. С. Кручинина, отметим, что первое переиздание номеров «Военной Были» было предпринято в Ленинграде (!) в 1989−91 гг. группой энтузиастов во главе с другом НТС покойным И.Л. Буничем. Им удалось напечатать несколько номеров журнала. Редакция «Посева».
Посев. 2005. N 6.