Русская линия
Россия, еженедельникМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)02.07.2005 

Жизнь человека — это путь
И куда он приведет, зависит от нашего мужества и веры

Отечество наше возвращается к своим историческим корням. Идет поиск новой национальной идеи. Вместе с тем щупальца глобализации пытаются сдавить и Россию. Массовое распространение, особенно среди молодежи, получило чуждое нам потребительское отношение к жизни. Чем же Русская Православная Церковь в современной России может помочь обществу в разрешении стоящих перед ним проблем? Об этом беседа с управляющим делами Московской патриархии, митрополитом Калужским и Боровским КЛИМЕНТОМ.

О диалоге

— На протяжении тысячи лет и особенно в годы тяжелых испытаний на судьбоносных поворотах истории Отечества Церковь всегда была со своим народом, ободряла и поддерживала людей, — говорит владыка Климент. — И в наши дни, когда в мире активно проходят интеграционные процессы, формируется новый политический уклад, Россия стоит перед выбором своего пути. Но нашей стране при этом важно сохранить самобытность и своеобразие. В течение веков весь уклад жизни, мировосприятие и быт нашего народа строились на основе православной веры, искренне принятой им во времена Крещения Руси. Потому те нормы бытия, которые Русская Православная Церковь предлагает вернуть сегодня в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, это нечто большее, чем часть отечественной культуры или дань традиции. Церковь сегодня предлагает обществу и государству использовать ее потенциал для преодоления социальных проблем, воспитания новых поколений граждан нашей страны, созидания новой России. Но это только начало. Думаю, что соработничество Церкви, государства и общества должно быть продолжено. На последнем Архиерейском соборе в октябре 2004 года были названы сферы этого социального партнерства: миротворчество, укрепление духовного и нравственного здоровья личности и общества, воспитание подрастающего поколения, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах и заключенных, поддержка национальной культуры.

О воспитании молодежи

— Владыко! Вы не только управляющий делами Московской патриархии. 20 июня исполнилось 15 лет, как вы возглавляете Калужскую епархию. Поздравляем вас с этимюбилеем. Как епархиальный архиерей что вы можете сказать о взаимодействии Церкви и государства на областном уровне и в частности о работе с молодежью?

— В Калуге есть понимание нужд верующих и многие инициативы Церкви поддержаны губернатором и его администрацией. Доказательство тому передача епархии и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора, а также значительного числа приходских храмов в Калуге и области, возвращение монастырей и открытие новых. Молодежи мы стараемся уделять особое внимание. Сам Спаситель сказал: «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк. 18, 16). С начала 1990-х годов при храмах были открыты воскресные школы для детей. Тогда же была заложена традиция ежегодно проводить Рождественскую неделю. Теперь она включает областную, районные и приходские рождественские елки, открытие у храмов композиций «Вифлеемская пещера», выставки детского творчества и шествия «христославов». Созданы два просветительских центра. Один из них в Обнинске сочетает различные формы и направления миссионерской и духовно-просветительской работы среди молодежи наукограда. Второй православный молодежный центр «Златоуст» организован на базе бывшего оздоровительного детского лагеря. В 1992 году мы открыли Калужское духовное училище (ныне это Калужская духовная семинария с 5-летним сроком обучения). Для школьников в епархии действуют две православные гимназии. Есть потребность в увеличении их количества, но мы имеем серьезные трудности экономического порядка.

Об ответственности родителей

— Россия сегодня переживает демографический кризис и этот кризис, по мнению специалистов, имеет духовные корни. Какова может быть роль Церкви в решении этих проблем?

— Исправить демографическую ситуацию можно, если люди воспримут христианский взгляд на семью и будут руководствоваться им. В православном понимании супружеский союз прообразует таинственный союз Христа и его Церкви, а семья представляет собой домашнюю Церковь, в которой все ее члены достигают духовного совершенства через отказ от себялюбия в жертвенной любви и служении друг другу, через хранение верности и взаимопомощь во всех жизненных обстоятельствах, через послушание детей родителям и ответственность родителей перед Богом. Особенно важны для укрепления и возрождения семьи целомудренные представления о супружестве в обществе. Устами апостола Павла Церковь обращается к своим чадам: «Избегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (I Кор. 6, 18 20). На встрече президента Сербии и Черногории и Святейшего патриарха Павла со Святейшим патриархом Алексием II был затронут вопрос о положении в Косове. Я спросил сербских братьев: какую часть населения в Косове составляют сейчас сербы? Они ответили: 10 процентов. И добавили: а несколько лет назад было 25. Тогда я спросил: а какое соотношение сербов и албанцев в Косове было сто лет назад? Они ответили: наоборот 75 процентов сербов и 25 процентов албанцев. Я дальше поинтересовался: а какие семьи у албанцев и сербов? Они ответили: у албанцев, как правило, семьи имеют по 10−12 детей, а у сербов по 2−3 ребенка. Вот корень современных проблем в Косове! Отказ сербов от детей привел к сегодняшней ситуации, когда сербы на своей исторической земле являются меньшинством.

О веротерпимости

— В нашей стране сегодня существует много конфессий. Есть ли угроза межрелигиозному миру в России?
— Россия исторически существует как многонациональная и многоконфессиональная страна. Поэтому ментальность русского человека сочетает веротерпимость по отношению к другим исповеданиям и преданность православию. И сегодня, несмотря на сокращение территории страны, это положение сохраняется и воспринимается разными конфессиями как историческая данность. Конфликтные ситуации между религиозными центрами возникают в случае прозелитической деятельности, то есть когда на территории той конфессии, которая исторически существует в данной местности, начинает вести миссионерскую деятельность другая, не имеющая здесь своей паствы. В России, как нигде в мире, активную работу ведет Межрелигиозный совет, в который входят представители традиционных для нашей страны конфессий. Эта организация занимается совместным решением социальных задач, в том числе противодействием терроризму и экстремизму. Нет религии, которая бы призывала к убийству, воровству или разврату. У истоков экстремизма лежит отвержение людьми Бога и его законов бытия, что лишает их нравственных устоев и обесценивает человеческую жизнь. На рубеже XIX и XX веков экстремизм был открыто атеистическим. В наше время он прикрывается религиозными и национальными идеями, но глубоко чужд традиционным религиям. Тем не менее он часто находит себе сторонников среди тех, кто не приемлет диктата западного сообщества, навязывающего остальному миру свою индифферентность в духовной и нравственной сфере, устанавливающему двойные стандарты в политической, социальной и экономической областях. Например, смею предположить, что «Аль Каида» возникла как крайняя форма отторжения западных либеральных ценностей. Экстремизм возникает там, где раскрепощено зло.

О борьбе с себялюбием

— Некоторые граждане России зачастую признают себя верующими, но не живут церковной жизнью. Что нужно сделать человеку, чтобы православие реально вошло в его жизнь?

— Раздвоенность характеризует советский тип человека. Десятки лет людей приучали говорить и поступать в соответствии с советской материалистической идеологией. Внешне люди так и жили, а внутри они были другими. Сегодня такое состояние раздвоенности человека сохраняется. Нужно изменить понимание основ бытия и смысла жизни. Надо выработать целостность личности, чтобы все слова и поступки свидетельствовали о вере. Господь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Спаситель совершил Свой крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воспринять его, мы тоже должны стать готовыми к подвигу. Апостол Павел выразил поврежденность человеческой воли в следующих словах: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Недостаточно изредка заходить в храм, чтобы заявлять о своей православности, надо жить во Христе. Пожелаю всем не забывать о том, что вся жизнь человека это Путь, а каждый день, каждое дело отрезки этого большого Пути. Дорогие братья и сестры, не забывайте обращаться с молитвой к Богу каждое утро и вечер, при начале и по окончании ваших повседневных дел, да и в продолжение их не оставляйте память о Боге. Через это будет освящаться жизнь каждого человека и окружающего мира, и в нашей жизни будет больше добра. Быть православным сегодня это духовное мужество. Не надо этого бояться. От этого зависит ответ на ключевой вопрос: «Куда придет Россия?».

Беседовал Николай ГОЛОВКИН

http://www.russianews.ru/archive/pdfs/2005/26/5−26−2005.pdf


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика